quote Ни в коем случае нельзя оглядываться, когда лезешь в гору. Стоит посмотреть
вниз – и всё, тебе конец… А если будешь упорно стремиться к вершине, ничего
с тобой не случится
Бернард Вербер, "Танатонавты"

Пространство

"Быть" означает быть в пространстве. Не быть в пространстве означает не быть. Каждое сущее старается сохранить для себя пространство“.
Пауль Тиллих
Человек живет в пространстве, представляющем собой совокупность видимых и невидимых тел, частиц и энергетических волн, которые взаимодействуют и претерпевают изменения с течением времени. Физическое пространство включает в себя местоположение человека внутри или среди внешних для него объектов, которыми могут быть его дом, город, страна, планета Земля, Вселенная, другие люди. В этом пространстве каждый человек занимает свое место.

 

Но человек и сам по себе является пространством, будучи представлен, как и любое живое существо, физическим телом. Защита физического тела равноценно защите физического существования. Но пространство человека не заканчивается на поверхности его кожи.

 

Для большей уверенности и безопасности человек нуждается и в личном пространстве, нарушение которого другими людьми бывает неприятным, мучительным, а иногда воспринимается даже как угрожающее (интимная зона, социальная зона…). Социальное пространство – это всё, что связано с отношениями человека с другими людьми, с его положением в обществе.

С помощью упорядочивания окружаюшего пространства человек стремится защитить себя от бескрайности холодного и безразличного мира. Например, заполняя квартиру всевозможными предметами, человек как бы защищается от абсудрности и пустоты мира видимостями окружающих его вещей.

 

Окружающая среда, хоть и  является частью бытия в мире, – однако это лишь одна составляющая мира человека. Мир человека, в котором он проживает своё бытие, не ограничивается тем, что его окружает. Не ограничивается он, по словам Ролло Мэя, и субъективным воображаемым участием человека в окружающей его структуре, а формируется его сознанием. Поэтому, подчеркивает Ролло Мэй, „бессмысленно говорить о человеке в его мире“, так как подобный взгляд волей неволей упрощенно рассматривает человека в его пространственных отношениях к окружающей действительности.

 

Ролло Мэй заявляет: „Между двумя полярностями – личностью и миром - всегда существует диалектическая связь. Личность подразумевает мир и наоборот; ни то ни другое не существует порознь, и каждая составляющая может быть понята только с позиции другой“.

 

Согласно Ролло Мэю, бытие любого человека протекает в трех синхронно существующих мирах. Он указывает на необходимость рассматривать человека через призму этих трех миров: „мира биологических потребностей, фатума и детерминизма (окружающий мир); мира ответственности перед близкими людьми (социальный мир); и мира, в котором человек может сознавать судьбу, с которой он в данный момент ведет борьбу (собственный мир, внутренний мир)“.

 

Внешний мир это, согласно Ролло Мэю, то, что в просторечии называется миром объектов вокруг нас, миром природы. Этот мир включает в себя биологические потребности, влечения, инстинкты – это тот мир, в котором живой организм все-таки будет существовать, даже не будучи наделен способностью сознавать себя. Это мир естественных законов и естественных циклов – сна и бодрствования, рождения и смерти, желаний и их осуществления; мир конечности и биологического детерминизма; мир, в который "мы все оказались заброшены" самим фактом нашего рождения и к которому мы все должны тем или иным образом приспосабливаться.

 

Мир отношений человека с другими людьми во всех возможных общественных и исторических контекстах является его социальным пространством. В этом пространстве человек выступает в различных ролях и статусах, оказывая влияние на других людей и подвергаясь влиянию с их стороны. Социальный мир – это мир взаимоотношений между людьми, включающий в себя также структуру ценностных ориентаций и смысловых значений, которые возникают вследствие взаимодействия людей в группе. Отношение человека к другим членам группы отчасти определяет их значение для него.

 

Пространством человека является и его внутренний мир, включающий мир его души и его сознания (его „микрокосм“). Сознание человека, его память и фантазии создают ментальное пространство, в котором живут его ВОСПОМИНАНИЯ или ОЖИДАНИЯ, ОБРАЗ его БУДУЩЕГО. Постигая СМЫСЛЫ, человек находит своё место в структуре ЦЕННОСТЕЙ и значений.

 

Внутренний мир человека предполагает сознавание себя собой, что является базисом, на основе которого человек рассматривает реальный мир в его настоящем ракурсе, базис, согласно которому устанавливаем связи. В этом мире человек сознаёт свою индивидуальность среди огромного многообразия природных и социальных сил, которые являются его судьбой.

 

Границы, разделяющие пространство, нередко непреодолимы. Так, человек будет всегда и навсегда отделён от других людей всевозможными видимыми и невидимыми границами. Эта отделённость непреходяща и является экзистенциальным свойством, который мы будем рассматривать под названием экзистенциальная изоляция. Экзистенциальное одиночество – это как бы замурованность и непреодолимая отгороженность от мира (и, нередко, от самого себя – отчуждённость).

 

Тревога изоляции может разрешаться порой чисто механически (запонение пространства вещами, другими людьми).

 

Согласно Паулю Тиллиху, обладание пространством подчеркивает подчиненность всего сущего небытию: „Ничто конечное не обладает пространством, которое стало бы его собственным. Ничто конечное не может довериться пространству, потому что оно столкнется не только с потерей того или иного места в силу того, что человек – “странник на земле”, но, в конечном счете, также и с потерей всякого места, в котором оно было или могло бы быть“.

 

Защищая себя от тревоги, а в конечном счете - от приникновения небытия, мы стремимся отграничить пространство своего бытия, выстраивая всевозможные защиты (среди них могут быть такие полярные способы как замыкание в своем маленьком мирке или завоевание пространств, расширяя тем самым свое ОБЛАДАНИЕ). Однако эти защиты оказываются лишь ИЛЛЮЗИЕЙ КОНТРОЛЯ, поскольку ни одно место, никакое пространство не могут вечно принадлежать человеку.
Пространство вместе со ВРЕМЕНЕМ и неостановимыми изменениями СУЩНОСТИ составляет некую систему координат, которую я назвал "ОСИ БЫТИЯ".
О методах защиты от тревоги с помощью пространства см. материал "СМЕЩЕНИЕ ПО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОСИ"

 

 

Видео "ПРОСТРАНСТВО"

 

 

 

 

Материал в формате PowerPoint:

 

ПРОСТРАНСТВО