quote Человек не обладает сущностной природой: он обладает лишь возможностью
сделать из себя то, что захочет. Человек сам создает то, что он есть
Пауль Тиллих

Горе потери и скорбь

Человек думает, что он обладает многим. Такая уверенность до поры до времени дает ему силы и мужество для проживания своей жизни, для совладания с тревогой. Но рано или поздно человек сталкивается с тем, что его уверенность в обладании - всего лишь иллюзия. Он сталкивается с потерями ежеминутно. Уходит время, теряются возможности, иные обстоятельства уходят в никуда. Но покуда главное и значимое остается при нем, человек пребывает в относительном спокойствии. Но когда человек теряет важное и чрезвычайно значимое, тогда наступает катастрофа, переживаемая как горе.

О ГОРЕ мы говорили в общих чертах в одной из вступительных статьей. Здесь же мы поговорим о том, КАК человек переживает свое  горе.

Для начала повторимся лишь, чтобы напомнить, что переживание горя возникает как реакция на потерю кого бы или чего бы то ни было крайне значимого для человека. Это могут быть задающие смысл человеческой жизни понятия (родина, идеал), того, что человек считает неотъемлемой своей собственностью (включая как имущество, социальный статус, так и собственное здоровье и свою физическую целостность). Но в первую очередь, конечно, горе вызывается потерей значимого и любимого человека.

Переживание горя порождает в душе человека целый спектр эмоций и психических реакций, называемый скорбью. Посмотрим для начала, что пишет о скорби Владимир Даль.

Словарь Даля: Скорбь (состояние скорбящего) - печаль, грусть, тоска, туга, жаль, горе, кручина, сокрушение, боль сердечная.
Скорбе́ть о чем-то - грустить, тосковать, печалиться, тужить, сильно жалеть, болеть по чем, ныть сердцем, кручиниться, крушиться, сокрушаться; болеть, хилеть, хворать, немочь, недомогать.

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению горя от потери любимого объекта, стоит подчеркнуть, что любой внешний объект (будь то человек или какой-либо предмет, какое-либо явление или понятие) представлены в психике человека некими внутренними объектами, формирующими его ВНУТРЕННЮЮ РЕАЛЬНОСТЬ. Поэтому потеря реального объекта непременно вызывает существенные изменения (вплоть до катастрофических) во внутренней реальности человека, требующих ее восстановления и перестройки. Таким образом, работа горя - это работа со внутренними объектами.

Согласно Фрейду, работа горя состоит в том, чтобы человек психологически освободился от умершего, с которым его связывает чрезвычайно многое, в первую очередь, либидо.  Осознавая реальность, человек понимает, что "любимого объекта больше не существует, и реальность подсказывает требование отнять все либидо, связанные с этим объектом. Против этого поднимается вполне понятное сопротивление". Подобное сопротивление может проявляться даже галлюцинациями, поскольку сознание не хочет "отпускать" дорогого ушедшего. "Каждое из воспоминаний и ожиданий, в которых либидо было связано с объектом, приостанавливается, приобретает повышенную активную силу, и на нем совершается освобождение либидо", - пишет далее Фрейд. По окончании работы горя человек оказывается свободным, и его либидо может быть направлено на другие объекты.

В. Лейбин отмечал, что Зигмунд Фрейд набросал общий эскиз работы скорби. Последующие психоаналитики выделили в ней следующие этапы:

протест против утраты любимого объекта, отрицание того, что его уже нет, неверие в случившееся;

принятие факта утраты и признание ее реальности;

расторжение связи с утраченным объектом, отделение от него, отход от идентификации с ним;

адаптация к жизни без утраченного объекта, возобновление эмоциональных связей, установление новых взаимоотношений, возможная (но не обязательная и не всегда реализуемая) привязанность к новому объекту.

Ф.Е. Василюк считает переживание горя одним из самых таинственных проявлений душевной жизни. Он утверждает, что самой сокровенной задачей человеческого горя являются "поминание и памятование". Он подчеркивает, что "горе – это не просто одно из чувств, это конституирующий антропологический феномен: ни одно самое разумное животное не хоронит своих собратьев. Хоронить – следовательно, быть человеком. Но хоронить – это не отбрасывать, а прятать и сохранять".

Поэтому главным актом мистерии горя Ф.Е.Василюк видит "не отрыв энергии от утраченного объекта, а устроение образа этого объекта для сохранения в памяти: человеческое горе не деструктивно (забыть, оторвать, отделиться), а конструктивно, оно призвано не разбрасывать, а собирать, не уничтожать, а творить – творить память". Он не согласен с Фрейдом, что задача скорби лишь в том, чтобы освободить психическую энергию скорбящего от связи с утраченным объектом и задается вопросами: "Каким чудесным образом человеку, опустошенному утратой, удастся возродиться и наполнить свой мир смыслом? Как он, уверенный, что навсегда лишился радости и желания жить, сможет восстановить душевное равновесие, ощутить краски и вкус жизни? Как страдание переплавляется в мудрость?".

Скорбь проходит несколько фаз, которые описаны в статье "ПОТЕРЯ БЛИЖНЕГО И ОСИ БЫТИЯ".

Существенную роль в переживании горя играют механизмы ИНТРОЕКЦИИ.