quote Посредством рефлексии и всего, что сопряжено с нею, в человеке из тех же самых
элементов наслаждения и страдания, которые общи ему и животному, развивается
такой подъем ощущения своего счастия и несчастия, который может повести
к моментальному, иногда даже смертельному восторгу или также
к отчаянному самоубийству
Артур Шопенгауэр

Понимание и слово

„Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь...“
Федор Тютчев

Возможность понимания (а часто мы имеем дело лишь с иллюзией понимания) как раз и зависит от того, какие значения данного слова (понятия) хочет передать один человек другому в своем сообщении и какое значение этого слова воспринимает получатель этого сообщения. То же самое касается и тех сообщений, которые человек посылает сам себе, осознавая свой мир и самого себя.

Самый простой случай – это когда говорящий более-менее точно осознает, какое значение он вкладывает в слово, и хочет искренне, чтобы другой понял это значение и понял, тем самым, сообщение в целом. Получатель сообщения, при этом, старается понять, что имел в виду говорящий – именно понять, какое значение вкладывал тот в передаваемое слово, а не опираться на свое понимание этого слова в свете тех значений, которые он сам в него вкладывает.

Таково операциональное понимание на бытовом уровне, когда слова (знаки языка) вполне однозначно описывают предметы и действия. С давнейших времен предметам и действиям даны названия, а каждый человек с младенчества буквально впитывает в себя языковые знаки. Мир человека строится, по сути, из таких знаков. Типа: „это комната“, "это стул", "это стол"... При этом люди вполне понимают друг друга... То же и с действиями: такие фразы „я присел“, „ты прилег“, „он ушел“, „стул стоит на полу“ – тоже, вроде бы, абсолютно понятно.

Просьбы и указания, особенно если они произносятся в понятном контексте да еще сопровождаются конкретизацией, также могут быть вполне понятны всем участникам языкового взаимодействия. "Дай мне этот ключ". И человек дает именно тот ключ, на который указал просящий. И все довольны взаимопониманием.

Но возьмем другую фразу, например, "дай мне чайную ложечку...". Уже на этом уровне люди вполне могут столкнуться с непониманием (или недопониманием). Допустим, просящий получает ложечку из нержавеющей стали, а он хотел серебряную. Еще больше трудностей с пониманием возникнет, если просящему нужна не просто серебряная чайная ложечка, но именно "его любимая серебряная чайная ложечка - та самая, с обезьянкой на ручке". Казалось бы, ну и что, ерунда... Но порой такое недопонимание может иметь весьма печальные последствия.

Так, просящий чайную ложечку с обезьянкой и получивший „обычную“ ложечку может обидеться, рассердиться, почувствовать себя оскорбленным. Может обвинить другого в недостаточной внимательности и любви ("мы столько лет вместе, а ты до сих пор не знаешь, что мне дорого"). Маленькое непонимание грозит в этом случае крахом гармонии ОТНОШЕНИЙ.

Другой случай – передающий сообщение хочет быть понятым, но сам не может четко определиться с тем или иным понятиями (например „любовь“). Другой  находится в такой же ситуации. Хочет понять – но слово настолько всеобъемлюще, что каждый понимает то, о чем он думает, когда произносит или слышит данное слово. Обмен подобными словами нередко лишь создает иллюзию понимания, маскируя реальное непонимание. Иными словами, участники диалога понимают данное слово каждый по-своему (см. МНОГОФАСЕТОЧНОСТЬ СЛОВА) – а в итоге не понимают друг друга.

Говорящий старается скрыть от другого какую-то информацию, обмануть (ЛОЖЬ). В этом случае он будет говорить слова, которые хотел бы услышать другой и которые отвлекут его внимание от реального положения вещей.

***

Для понимания другого человека, конечно, одних слов мало. Важную роль играет также невербальная информация – знаки тела, мимика другого человека – которая может дать не меньше, если не больше, информации о том, что тот нам хочет сообщить. По косвенным признакам ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ можно судить (с большей или меньшей степенью приближенности) о том, что имеет в виду человек, что происходит в его душе. Немало информации можно почерпнуть из изучения контекста ситуации и из других источников (например, сообщения других людей).

В любом случае, то, что мы называем пониманием – это лишь приближение к пониманию (то есть к более или менее адекватному отражению ситуации и к более или менее адекватной трактовке мыслей и чувств другого человека или своих собственных мыслей). Поэтому мы не должны особо обманывать самих себя, считая, что мы до конца поняли что-то. Под тонким покровом кажущейся понятности всегда скрываются бездны непонятого.

.
Изобразительный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?

Литературный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?