quote Обретение чувства бытия v широком смысле – это отношение к себе
и своему миру, переживание своего бытия (включая ощущение себя
собой)… Сознавание собственного бытия происходит на уровне
понимания себя
Ролло Мэй

История формирования личности шизоидного типа

Когда ребенок с младенчества не испытывает теплоты и защищенности со стороны окружающих, то на место доверия и расположенности к миру приходят недоверие, подозрительность и страх, которые нарушают обращенность ребенка к миру. Ребенок, лишенный друга и покровителя вовне, будет искать такого друга и покровителя внутри себя. Он погружается в мир одиночества и фантазий о счастье и величии.

Основной психологической характеристикой таких людей будет их полная оторванность от реальной жизни и эмоциональная неразвитость. "Все это создает пропасть между ними и окружающими их людьми, дефицит практического жизненного опыта, что всегда вызывает замкнутость на себе самом и снижение внешней реактивности и вынуждает таких людей исполнять роль аутсайдеров", - пишет Фриц Риман.

Рассмотрим причины такого личностного развития. Фриц Риман приводит некоторые типичные основы жизненной истории подобных людей:

  • нерегулярная и неправильная связь с личностями, от которых ребенок зависит с самого начала своего существования,
  • дефицит нежности, телесной близости и понимания со стороны тех, кто заботится о ребенке.

Главная из причин - заброшенность и отчужденность с самого раннего младенчества от значимых взрослых, которые должны не только кормить и формально ухаживать за ребенком, но дарить ему тепло и ласку, общаться с ним, показывая понимание его состояний и ощущений, вселяя в него чувство уверенности и безопасности. Если этого нет, то развитие личности будет идти по так называемому "шизоидному" пути.

Фриц Риман отмечает, что такое развитие личности особенно легко наступает у детей нежеланных, "с самого начала их жизни нелюбимых, рано оторвавшихся от родителей вследствие длительного содержания в клинике из-за болезни или рано лишившихся матери... Таким же образом воздействует на ребенка пустота мира, которую он переживает, будучи на длительное время предоставлен самому себе; при большом количестве раздражителей, быстрой их смене или большой интенсивности... Ребенка, находящегося на искусственном вскармливании («бутылочное дитя»), всегда окружают меняющиеся персоны, которые могут по-разному относиться к ребенку, что, по меньшей мере, затрудняет его развитие вследствие утраты близости между матерью и ребенком".

Другой причиной такого личностного развития является "необходимость раннего взросления". Это бывает в семьях, где ребенку приходится принимать на себя навязываемую ему роль взрослого (нередко заменителя ушедшего, умершего или эмоционально отсутствующего или презираемого партнера одного из родителей, чаще для матери). В конфликтных семьях ребенок "используется" нередко в качестве посредника, сглаживающего конфликты. Ребенок и сам взваливает на себя такую ношу, чтобы избежать боли и страха, которые он иначе испытывает в такой семье.

Вот что пишет по поводу жизненной истории таких людей Карен Хорни:

"Атмосфера в семье могла быть настолько напряженной, эмоциональное поглощение настолько полным, что это не оставляло места индивидуальности ребенка, грозя его раздавить. С другой стороны, к нему могли быть привязаны, но так, что это скорее отпугивало, чем согревало его. Или же кто-то из родителей был настолько непредсказуем в своих колебаниях настроения, что в один момент изливал на ребенка демонстративную привязанность, а в следующий – распекал его или бил во взрыве раздражения без всякой причины, понятной ребенку.

Короче, это было окружение, которое предъявляло к нему явные и неявные требования угождать так или этак и угрожало поглотить его, не разбираясь в его индивидуальности, не говоря уж о поощрении его личностного роста. Так что ребенок рвался между тщетным желанием завоевать привязанность и интерес к себе и желанием вырваться из опутывающих его цепей. Он решил этот конфликт, уйдя от людей. Уйдя в свой собственный внутренний мир, он спасает свою индивидуальность, не давая полностью раздавить и поглотить ее. Его раннее отчуждение, таким образом, служит не только его интеграции, но имеет более значительный и позитивный смысл, позволяя сохранить в неприкосновенности его внутреннюю жизнь".

Дальнейшая жизненная история людей с шизоидными акцентуациями личности описана Фрицем Риманом:

"Пожилые шизоиды становятся все более одинокими и странными. Однако некоторые из них, понимая это, приобретают мудрость. В общем, можно сказать, что шизоиды иначе, чем другие, осмысливают для себя особенности возраста и, благодаря независимости и изолированности от общества, легче переносят одиночество. Они уже давно построили для себя собственный мир, в котором живут, обходясь без человеческого участия.

Шизоиды меньше, чем другие, боятся смерти, относясь к ней стоически и без сентиментов, как к объективному факту. В связи с тем, что они так мало отдают миру и человечеству, они меньше, чем другие, чувствуют свою покинутость и заброшенность; они держатся не столько за посторонних, сколько за самих себя и поэтому легче, чем другие, расстаются с внешним миром".