quote Тревога представляет реалии свободы как сочетание потенциальных
возможностей до того, как эта свобода будет материализована
Серен Кьеркегор

О свободе

“…Лишь тот достоин счастья и свободы,
Кто каждый день идёт за них на бой”
Гёте, “Фауст”

"История мира есть не что иное,
как прогресс сознания свободы"
Гегель

Будущее вселяет в человека тревогу непредсказуемостью многих явлений, хотя все в бытии подчиняется ПРИЧИННОСТИ. Любое явление имеет причину, а эта причина, в свою очередь, имеет свою причину. То есть то, с чем мы сталкиваемся в нашей жизни, является закономерным следствием чего-то, ему предшествующего. Однако можно с большой долей уверенности сказать, что мы (с точки зрения наших планов, задумок и ожиданий) живём в царстве случайностей, то есть явлений, которые не входят в наши планы и вклиниваются неожиданно на пути наших свершений. Мы сталкиваемся ежесекунфдно в ФОКУСЕ БЫТИЯ с явлениями и обстоятельствами, которые мы, чаще всего, попросту не можем предвидеть.

Нас пугает неопределённость будущего, неясность того, какими путями двигаться к осуществлению своих стремлений, к реализации своих задатков и потенциалов. Одни люди (фаталисты) считают, что всё в жизни человека предписано и предопределено заранее. Другие могут уповать на Бога или на некие силы, которые (если им довериться) всё сами расставят по своим местам. Оба эти подхода могут "освободить" человека от необходимости решать за себя самому, то есть быть свободным в своем выборе.

Эти обстоятельства, являющиеся нашей реальной ситуацией, МАТРИЦЕЙ  НАШЕЙ СУДЬБЫ, ставят нас перед вопросом, как поступить и что предпринять в данной ситуации. Такие вопросы наше бытие ставит нам непрестанно. И именно от нас ожидается ответ на вопросы, которые нам задаёт наше бытие.

Есть , конечно, табу, заповеди, нормы морали, требования закона, советы друзей, небесные знамения, распоряжения начальства, приказы свыше. Однако они – лишь обстоятельства жизни конкретного человека (матрица его судьбы), задающие ему рамки, в которых именно он действует, принимая то или иное решение, то есть поступая свободно и беря на себя за это ответственность. В каждый момент своего бытия человек обречен делать свой выбор сам, осознавая свою абсолютную ответственность за свои поступки.

Именно сам человек обязан принять решение, как ему поступить в тот или иной момент своей жизни. Прокладывание путей через "бездорожье небытия" является необходимым условием жизни человека. Решение о направлениях своего движения принимает исключительно сам человек.

В то же время, как подчеркивает Николай Бердяев, идея свободы не ограничивается традиционно понимаемой свободой воли, то есть “свободой выбора, возможностью повернуть направо или налево”. Здесь, по его словам, больше от уголовно-процессуального подхода, необходимого для определения меры ответственности и тяжести наказания. Бердяев указывает на важнейшую роль ценностей в человеческой свободе, которая сама созидает эти ценности.

Чем бы человек ни руководствовался, кто бы и что бы ему ни советовал или указывал, окончательное решение принадлежит ему одному (включая и мучительный выбор в судьбоносной ситуации, и отказ от самостоятельного решения). Именно в этом и заключается свобода, которая является неотъемлемой составляющей человеческой жизни. И в этой окончательности решения и заключается пугающая сущность свободы.

Другая сторона проблемы сосотоит в том, что многие попросту не знают, что им делать, чего желать, поскольку привыкли паразитировать за счет желаний и стремлений других. Они как бы живут чужой жизнью, - пишет Ирвин Ялом, - поэтому даже представить себе, что когда-то надо принимать решения, опираясь на собственные потребности, кажется им не только невозможным или нереальным, но и опасным.

Николай Бердяев, яростно отстаивающий идею свободы, подчеркивал, что она является тяжелым бременем. Тяжесть принятия своего решения и ответственность за это решение не могут быть переложены на кого-то другого. Ответственность личного выбора делает человека абсолютно одиноким и способна обострить его конфликт с окружающим миром. По мнению Бердяева, именно свобода (а не рок или судьба), "порождает страдание и трагизм жизни”.

При этом человеку никогда не избавиться от того, чтобы приниматья решения и делать выборы. "Человек обречен быть свободным", - заявляет Сартр, имея в виду, что человек не может не выбирать, не может не ставить себе цели, не может не принимать решения.

Так что же такое свобода?

Приведу несколько цитат, в которых освещаются различные аспекты свободы:

„Свобода есть нечто, во что вы врастаете. Для меня сомнительно то сверхупрощенное утверждение, что мы "рождены свободными", если не понимать его в смысле возможностей“ (Ролло Мэй).

„Каждый человек сам планирует свою жизнь. Свобода дает ему силу, чтобы осуществлять собственные планы, а сила дает свободу вмешиваться в планы других… даже если исход предрешен другими людьми или генетическим кодом…“ (Эрик Берн)

„Человеческое как таковое - духовность, свобода и ответственность“(Виктор Франкл).

“Дух есть свобода и свобода есть дух“ (Николай Бердяев).

"Выбор общих целей, хотя и полностью свободный, не обязательно и даже не часто делается с радостью. Выбор может быть сделан в безропотности перед судьбой или в тревоге; он может быть бегством, может реализоваться в самообмане. Мы можем выбирать себя в качестве убегающих, неуловимых, колеблющихся и т.п.; мы даже можем выбрать, не выбирая себя. В этих различных случаях цели ставятся по ту сторону фактической ситуации, и ответственность за эти цели лежит на нас; каким бы ни было наше бытие, оно есть выбор; от нас зависит – выбирать себя в качестве "великого" и "благородного" или "низкого" и "смиренного". Но раз мы выбрали себе смиренность как саму сущность нашего бытия, мы и будем реализовывать себя как униженных, ожесточенных, слабейших и т.д." (Ж.П. Сартр).

Ж.-П. Сартр приводит такие требования к свободе, сформулированные Лейбницем:


„Свобода, требуемая человеческой реальностью, является организацией трех различных понятий. Свободен тот, кто: 1) рационально определяется, чтобы совершить действие; 2) полностью понимает это действие через саму природу того, кто его совершает; 3) случаен, то есть существует таким образом, чтобы были возможны другие индивиды, совершающие другие действия по поводу той же самой ситуации“.


Это означает, в частности, что при любом выборе всегда запускается цепочка следствий, которые способны „создать из человека „другую“ личность. То есть каждый человек в своём выборе окружен толпой „других“ личностей, которыми он потенциально мог бы стать.

С другой стороны, сущность человека (по мнению Лейбница, данная человеку исходно) может в значительной степени предопределять выборы человека, что звучит несколько фаталистично, освобождая человека от ответственности за свое бытие. Сартр категорически не соглашается с этим, отрицая наличие предзаданной сущности человека. Он подчеркивает, что „для человеческой реальности сущность следует за существованием (бытием). Человек определяется выбором своих целей“.

В этом разделе мы постараемся рассмотреть свободу именно с экзистенциальных позиций, понимая человека в его бытии как неостановимый процесс перемен и свободных выборов возможностей своего будущего, то есть, по сути, выбор своего бытия.

Мне очень нравится определение свободы, данное Д. А. Леонтьевым. Он понимает свободу, как "возможность инициации, изменения или прекращения субъектом своей деятельности в любой точке ее протекания, а также отказа от нее".

Свобода, по мнению Лeонтьева, подразумевает "возможность преодоления всех форм и видов детерминации активности личности, внешних по отношению к действующему экзистенциальному Я, в том числе собственных установок, стереотипов, сценариев, черт характера и психодинамических комплексов" (Леонтъев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993).

Приведённое определение подводит нас к пониманию аспектов экзистенциальной свободы, к которым относятся слудующие:

  • свобода как принятие и приятие (себя, своего места и своей ситуации, своей судьбы)
  • свобода как осознание себя и своего мира
  • свобода как интенциональность
  • свобода как выбор возможностей в рамках судьбы
  • свобода как трансцендирование
  • свобода как бытие
  • свобода как смысл
  • свобода как ответственность


Подробнее каждый из аспектов мы рассмотрим ниже.

.
Изобразительный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?

Литературный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?