quote Мы никогда не являемся просто пассивными жертвами автоматического
воздействия прошлого. Значимость детерминистических событий
прошлого определяется настоящим и будущим
Ролло Мэй

Свобода как бытие

“Свобода есть бытие человека.
Человек не может быть то свободным, то рабом –
он либо полностью и всегда свободен
либо его нет“
Ж.-П. Сартр

Сартр подчеркивал, что свобода не является неким свойством природы человека. Свобода является “в точном смысле слова содержанием бытия“ любого человека. Человек же является необходимо сознанием своей свободы. То есть он узнаёт о своей свободе через свои действия. И эта свобода является основой его становления, его вечно обновляющегося и изменяющегося бытия.

Человек, однако, стремится видеть во всех своих чувствах, мотивах, стремлениях постоянство. Он не признает, что их природа и значимость зависят в каждый момент от смысла, который человек им дает, пишет Сартр. Человек упорно принимает свои чувства, мотивы и стремления за нечто неизменное, в то время, как они находятся в постоянном движении и если и застывают, то только в нашем сознании, откладываясь в памяти и становясь прошлым. Оттуда человек „берет“ свои осознанные и „застывшие“ атрибуты, переносит их в своё настоящее и верит, что все так и есть, как он себе думает. "Я хотел это или то – вот что остается бесповоротным и даже образует мою сущность, потому что моя сущность есть то, чем я БЫЛ", - иронизирует по этому поводу Сартр.

Человеку свойственно, отождествляя себя со своими осознанными состояниями, мотивами, устремлениями, чувствами, воспринимать себя как некую застывшую сущность, которую он «знает». Однако это глубочайшее заблуждение. Буквально в тот самый момент, когда человек осознал себя, он становится уже другим – хотя бы самим фактом своего осознания: он узнал о себе то, что еще не знал до этого момента, а значит он уже не тот, что был лишь мгновение назад.

То есть человек, как подчеркивает Сартр, по сути, не является сущностью. Он является неостановимым процессом перемен. И нет таких устойчивых структур в бытии человека, за которые он мог бы ухватиться в этом процессе. „Я ускользаю от них своим существованием, - пишет Сартр, - я осужден навсегда существовать вне своей сущности; я осужден быть свободным“. А свобода есть, по Сартру, выбор человеком своего бытия.

Свобода как бытие означает, как утверждает Сартр, "выбирать СЕБЯ“: „ничего не приходит к человеку ни извне, ни также изнутри, чтобы он мог получать или принимать“. То есть человек каждый момент своей жизни решает заново, как ему поступить – выбирает постоянно то, КАКИМ И КАК ЕМУ БЫТЬ.  Он постоянно "делает" и переделывает сам себя. И этот процесс неостановим, как горный поток.

Еще одно важное замечание Сартра хотелось бы мне тут привести. Изменяющееся человеческое бытие содержит в себе, в самой своей сердцевине, в самой своей основе НИЧТО. Имеется в виду, что бытие как неостановимый процесс становления предполагает исчезновение (“ничтожение”) того, чем оно было лишь краткое мгновение назад. В этом сущность свободы как бытия: “свобода совпадает в своей основе с НИЧТО, которое находится в сердцевине человека“ (Сартр).

Виктор Франкл также считает, что человеку присуща извечная незавершенность: „он не является еще таким, каков он есть – таким он лишь должен стать“. То есть человек не ЕСТЬ нечто, но постоянно СТАНОВИТСЯ. И этот процесс – процесс становления – осуществляется человеком постоянно с помощью своих свободных выборов. Человек никогда не завершен, покуда он жив.