quote Посредством рефлексии и всего, что сопряжено с нею, в человеке из тех же самых
элементов наслаждения и страдания, которые общи ему и животному, развивается
такой подъем ощущения своего счастия и несчастия, который может повести
к моментальному, иногда даже смертельному восторгу или также
к отчаянному самоубийству
Артур Шопенгауэр

Свобода как ответственность

"Свобода – это не попустительство,
не отсутствие плана и цели"
Д.А. Леонтьев

Свобода, как мы уже рассмотрели выше, это всегда действие, направленное на изменение ситуации и мира. Человек вынужден действовать в силу того, что живет, подчеркивает Пауль Тиллих и добвляет: "Я, отсеченное от соучастия в мире, - это пустой сосуд, чистая возможность".

В то же время, подчеркивает Ролло Мэй, свобода не есть анархия (многие протестные, отрицающие существующие нормы и устои движения, по его мнению, являются "символическим протестом против скуки нашего общества, а не выражением свободы"). Свободу невозможно отделить от ответственности, являющейся как бы обратной стороной свободы. Происходит это от того, что любое действие всегда создает в мире (по принципу ПРИЧИННОСТИ) определенные следствия.

С одной стороны, ответственность можно понимать как необходимость отвечать за последствия своих поступков, которые затрагивают других людей. То есть в этом случае ответственность смыкается с возможностью вины, наказания и искупления. Здесь мы имеем дело с социальной ответственностью, с ответственностью человека перед другими людьми за свои действия.

С другой стороны, как отмечает Ролло Мэй, понятие ответственности подразумевает "ответ", способность "отвечать на что-либо": "другими словами, я не могу стать собой, если не буду непрерывно отвечать миру, частью которого являюсь".

Тут человек подобен летучей мыши, улавливающей в полете своими ушами-локаторами отражения своего собственного писка от предметов окружающего мира. Каждое мгновение положение ее в мире изменяется, изменяется и окружающая ее обстановка, то есть ее текущая ситуация. И летучая мышь должна отвечать на эти перемены изменениями направления и скорости своего полета.

Иными словами, изменяя своими поступками окружающий мир и самого себя, человек создает в этом мире новые для себя ситуации. Эти ситуации представляют собой набор новых обстоятельств. Некоторые из этих обстоятельств могут являться определенными препятствиями, которые "ограничивают свободу человека сделать из себя то, что он хочет", пишет Пауль Тиллих. То есть человек должен менять, подстраивать свой проект под постоянно изменяющуюся ситуацию. Под ситуацией я имею в виду не только внешние и внутренние обстоятельства человека, но и сознавание и оценка им этих обстоятельств и себя в них.

Итак, чтобы быть свободным, человек должен прслушиваться к голосам постоянно изменяющегося мира (включая и самого себя в этом мире, также непрерывно изменяющегося) - и отвечать на них адекватно. Таким ответом будут свободные выборы и решения, учитывающие изменения в текущей ситуации, о которой сообщают человеку эти голоса изменяющегося мира.