quote Мучительности нашего существования немало способствует и то обстоятельство,
что нас постоянно гнетет время, не дает нам перевести дух и стоит
за каждым, как истязатель с бичом. Оно только того
оставляет в покое, кого передало скуке
Артур Шопенгауэр

ТРЕВОГА СВОБОДЫ

"Большинство людей в действительности не хотят свободы,
потому что она предполагает ответственность,
а ответственность большинство людей страшит"
Зигмунд Фрейд


Одним из проявлений человеческого бытия является свобода.

Альфрид Лэнгле подчеркивает, что „свобода только тогда воспринимается как благо, когда человек знает, чего он хочет и что он будет делать, став свободным; ибо свобода, если человек не понимает, что с ней делать, "к чему" ее применить, сопровождается невыносимым ОЩУЩЕНИЕМ ПУСТОТЫ и может превратиться в настоящую муку“.

Почему так происходит, почему мы боимся свободы?

Эрих Фромм в книге „Бегство от свободы” отмечает: “Пока мы являемся интегральной частью мира, не сознавая возможностей и ответственности индивидуального действия, нам нет нужды бояться мира. Становясь индивидуальностью, мы оказываемся в одиночестве и встречаемся один на один с миром во всех его опасных и подавляющих проявлениях". Одним из проявлений мира, является необходимость самостоятельного выбора и решения. Виктор Франкл, указывал многократно, что „никогда в течение жизни судьба не предоставит человеку случая избежать необходимости выбора из альтернативных возможностей“. И осознание этой необходимости становится порой столь пугающим.

Свобода всегда предполагает волю, которая направляет поступки человека на достижение неких целей, делая выбор из возможностей своей текущей ситуации. Причем выбор этот основывается именно на целях, которые себе определил человек. А цели эти, в свою очередь, будут основываться на стремлениях, вызванных желаниями или осознанием и принятием какой-либо необходимости.

Именно на уровне „хотения и долженствования“ и возникает растерянность человека, запускающую тревогу перед лицом его свободы. Виктор Франкл так описывал проблему современного человека: "В отличие от животного, инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно делать. И, в отличие от людей вчерашних дней, традиции больше не говорят современному человеку, что он делать обязан. Не зная, что ему нужно, и не зная, что он должен, человек по-настоящему не знает и того, чего же он, собственно говоря, хочет“.

Альфрид Лэнгле так описывает проявления тревоги, связанной с конфронтацией человека со своей свободой:

„Оказавшись наедине со своей свободой без внутренних ориентиров для принятия решений, человек испытывает тревогу и страх, потому что он попадает во власть слепого случая, становится пешкой в руках обстоятельств. Он становится целиком зависимым от непредсказуемого диктата момента, чувствует себя брошенным на произвол судьбы“.

Серен Кьеркегор описывал тревогу как "головокружение от свободы" – от свободы сделать состоявшимся то, что пока еще находится в состоянии потенциальной возможности: "тревога представляет реалии свободы как сочетание потенциальных возможностей до того, как эта свобода будет материализована". А так как материализация потенциальных возможностей находится всецело в сфере ответственности человека, то осознание этой ответственности и вызывает тревогу.

Тревога свободы является одной из важнейших составляющих описанного Отто Ранком “страха жизни”. Это состояние заключается в том, что человек страшится столкновения с различными аспектами жизни в качестве изолированного и свободного существа, отвечающего за свои решения, выборы и поступки. В результате такой человек стремится уйти в тень, подальше от своей возможной ответственности – по возможности, под защиту неких всемогущих и добрых сил.

Виктор Франкл указывает в этой связи, что человек, избегающий свободы,  „может сделать вид, "как будто" у него нет выбора и он несвободен в своем решении; такое "поведение как будто" составляет существенную часть человеческой трагикомедии“. Такой человек, по словам Франкла, отличается тем, „что свобода воли как бы скрыта от него; он сам себе не дает реализовать собственные возможности, он сам мешает себе быть таким, каким он может быть".

ТРЕВОГА СВОБОДЫ КАК ОСОЗНАНИЕ ИЗМЕНЧИВОСТИ СОБСТВЕННЫХ ПРОЕКТОВ

„Свобода совпадает в своей основе с ничто,
которое находится в сердцевине человека“
Ж.-П. Сартр

Нам всем свойственно отождествлять себя с нашей историей, с нашими осознанными мотивами и желаниями, с тем, что мы отложили в нашей памяти, что является нашим прошлым. И именно кажущаяся неизменяемость нашего прошлого дает нам иллюзию собственной стабильности и неизменяемости. Мы убеждаем себя, что все, включая наши мотивы, желания, стремления, остается таким же, каким оно было, каким мы его осознали и запомнили.

Однако человек, по утверждению Сартра, не есть некая сущность, то есть его сущность не есть нечто субстанциональное, застывшее, стабильное. Сущность человека, по Сартру, - это процесс перемен и неостановимого становления. Процесс становления представляет собой движение все к новым и новым целям, являющимся (по словам Сартра) проектами собственного бытия.

При этом немаловажно всегда иметь в виду, что цели эти не предзаданы - то есть не находятся где-то в готовом виде, ожидая лишь, пока человек их встретит и выберет. Цели, которые ставит себе человек – это его собственное творчество, потому что человек непрестанно творит своими выборами образ самого себя и пути к воплощению этому образу. Он творит, по сути, сами возможности, наделяя некие обстоятельства своей конкретной ситуации инструментальными качествами – то есть, способностью быть использованными для достижения цели.

Отсутствие предзаданных целей отражает отсутствие некоего предзаданного смысла бытия. Смысл этот, как утверждает  Сартр, обретается человеком “только в (и посредством) иерархии возможностей, которыми я являюсь, начиная с окончательной и первичной возможности“.

Сартр подчеркивает, что свобода человека определяется тем, что его осознаваемое бытие постоянно изменяется, то есть исчезает в пользу наступающего, становящегося бытия, которое, в свою очередь, тут же должно исчезнуть, уступив место “новому” бытию.

Эти замечания дают понять, что человеку, по сути, не на что “опереться” в себе самом (внутри него в его бытии нет никакой твердой, постоянной, неизменяемой основы). Именно эта “зыбкость” человеческой СУБСТАНЦИОНАЛЬНОСТИ и лежит в основе ощущения тревоги. Человек в своем бытии как бы стоит НАД БЕЗДНОЙ – и рассчитывать он может лишь на свою свободу, которой является сознание человека (его способность отражать свое бытие и ставить цели по его изменению, выстраивая проекты самого себя). Осознавая свою ответственность и беспомощность в своем бытии, человек испытывает тревогу.

Важнейшей особенностью и самого проекта человека является изменчивость. То есть каждое мгновение человек, рефлектируя движение к своим целям, вносит коррективы как в способы их достижения, так и в сами цели. Изменчивость проекта отражает еще одну сторону свободу – свободу изменять то, что было выбрано. Это отражает еще ярче отсутствие некой стабильной основы в бытии человека и снова подчеркивает наличие лишь одной свободы – свободы выбора между возможностями ради достижения целей и свободы изменения целей, а значит, и самих возможностей, которые составляют конкретную ситуацию человека и подчинены его селям.

Осознание этой абсолютной свободы в отсутствие каких-либо стабильных пред-оснований для выборов вселяет в человека тревогу. Как пишет Сартр, “тревога, когда она нам открывается, показывает сознанию нашу свободу и свидетельствует об этой постоянной изменчивости первоначального проекта“.

.
Изобразительный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?

Литературный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?