quote Нас не толкают неумолимые силы прошлого и настоящего,
а притягивает то, чему еще только предстоит быть
Ирвин Ялом

Чувство неполноценности

Ж.-П. Сартр утверждает, что любое чувство неполноценности, против которого человек борется, является с самого начала его выбором. Человек признает себя неполноценным, выбрав из массы возможностей именно эту. Этим выбором человек определяет свое будущее, поскольку он как бы ставит себе цель – быть таким. Точнее, не просто быть, а становиться таким. Комплекс неполноценности человека является проектируемым планом, общим наброском бытия человека, то есть, не чем иным, как „организованной целостностью его пораженческих действий“. Ведь каждый раз человек будет выбирать именно "действия, ведущие к поражению", потому что они будут вести его к цели – проекту себя-неудачника. „Итак, - пишет Сартр, - мои реакции на чувство неполноценности и мои пораженческие поступки нужно понимать, исходя из свободного наброска моего чувства неполноценности как выбора себя в мире“.

Говоря о восприятии человеком самого себя, Сартр подчеркивает, что „даже такие констатации, как "я безобразен", "я глуп" и т.п., являются по своей природе предвосхищениями. Речь здесь идет не о чистой констатации моей некрасивости, но о понимании коэффициента враждебности, который представляют женщины или общество для моих начинаний. И это может открыться только через выбор и в выборе этих начинаний. Таким образом, комплекс неполноценно сти является глобальным и свободным проектом меня самого как худшего перед другим“.

Иными словами, человек свободно выбирает и то, каков он есть (как для самого себя, так и для других), и то, как другие должны к нему относиться в связи с этим выбором. Так, например, если человек считает себя уродом (например, при состоянии, которое назвается ДИСМОРФОФОБИЯ), то он выбирает тем самым и свое отношение к самому себе, и то, что окружающие (в его представлении) должны считать его уродом и соответственно к нему относиться. И немаловажно, что ДИСМОФОФОБИЯ может служить оправданием для ограничения собственной свободы (человек как бы "использует" свое "уродство", чтобы замкнуться, тем самым уйдя от необходимости контактировать с другими людьми, жить активной жизнью, предполагающей принятие свободных решений).