quote Воображение есть один из путей прорыва из этого мира в мир иной.
Вы вызываете в себе образ другого мира
Николай Бердяев

Амбивалентность и абулия

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

Амбивалентность отражает двойственное отношение к тому или иному явлению, человеку, к той или иной ситуации или возможности, к тому или иному собственному выбору или поступку. В мире все и всегда двойственно. К.-Г. Юнг отмечал, что жизнь – это вечное "добро и зло, успех и поражение, надежда и отчаяние, которые уравновешивают друг друга". Поэтому человеку всегда свойственно сомневаться в своих решениях и выборах и колебаться при совершении поступков.

Все эти сомнения и колебания отражают ощущение собственной исключительной роли в принятии окончательных решений. Однако чрезмерная тревога перед ощущением собственной свободы может выражаться в чрезмерной выраженности этих сомнений и колебаний, что может приводить к проблемам при совершении поступка или при принятии решения. В тяжелых случаях это может проявиться в невозможности совершить выбор.


АБУЛИЯ

Этим словом (в переводе с греческого - отсутствие воли) обозначается патологическая нерешительность. Человек при этом выглядит апатичным, всем своим поведением демонстрируя потерю внутренней инициативы, неспособность принять решение и совершить выбор. У человека полностью или частично отсутствует желание совершать действия, необходимость которых (и это важно!) все же им осознается.

Абулия может быть проявлением органического поражения головного мозга (особенно лобных отделов больших полушарий). Однако часто встречается и при психических заболеваниях, например, при шизофрении, при тяжелых депрессиях.

В основе абулии в последних случаях, я думаю, лежит именно бегство от свободы. Человек отказывается от совершения свободных выборов, поскольку, с одной стороны, эти выборы сопряжены с ответственностью, то есть со страхом наказания, с другой же стороны, требуют от человека энергии и радости действия. При истощении, свободный выбор, основанный на собственной инициативе, становится слишком тяжелым, а порой и вовсе неподъемным делом.

С другой стороны, человек, обрезающий себе будущее, не видящий перспектив и не ставящий себе целей для дальнейшего становления, замыкается в узком мирке настоящего, ограничивает себя в своих желаниях и стремлениях – и, тем самым, лишает себя возможности выбирать в пользу чего бы то ни было.