quote Человек постоянно стоит перед судом, судья на котором – он сам. Данная
ситуация вызывает тревогу (в относительных терминах тревогу вины,
в абсолютных – тревогу самоотвергания, самоосуждения),
которая выливается в отчаяние
Пауль Тиллих

Тревога окончательности

„…Одной волною накатило
Другой волною унесло“
Марина Цветаева
Одним из свойств бытия является необходимость какого-либо события в каждый момент времени.
Ежемоментно в мире человека что-то должно произойти. Результатом этого процесса является исчезновение чего-то, что было до этого момента. То есть ежемоментно совершается какое-либо событие, уносящее в прошлое обстоятельства, которые были до последнего мгновения нашим "настоящим", и порождающее новую совокупность обстоятельств, становящуюся в следующее мгновение нашим " новым настоящим".
Собственно, что-то происходит в конкретном месте в конкретный момент времени всегда и везде. Но относительно человека все, происходящее с ним, в его окружении и в нем самом, происходит именно В ЕГО МИРЕ. Даже происходящее где-то совершенно в другом месте, даже произошедшее когда-то совсем в другие времена, может (разумеется в виде своих следствий и следствий этих следствий) рано или поздно оказаться в мире конкретного человека в конкретный момент времени – в ФОКУСЕ ЕГО БЫТИЯ.
При этом человек может воспринять лишь ничтожно малую толику всех свершающихся в его мире событий. Еще более малую толику может он удержать под свои контролем. Но все, что происходит, оказывается необратимым, поскольку время вспять не повернуть никогда. Эта неподконтрольность и эта необратимость являются источниками тревоги.
Если человек воспринимает преходящесть, являющуюся неотъемлемой составляющей бытия, и необратимость времени, как кактастрофу, то у него неизбежно возникнет страх перед победой небытия, проявляющего себя в форме триумфа необходимости, жестких границ и окончательности.
При пассивном модусе - то есть когда человек ощущает себя ведомым обстоятельствами и внешними силами - тревога окончательности возникает как тревога судьбы. Судьба воспринимается как некая иррациональная жестокая, безразличная и безжалостная к человеку сила, или как слепая предопределенность, ставящая его перед обстоятельствами либо заставляющая его что-то делать помимо его воли.
Человек ощущает себя игрушкой судьбы, которая вершит свои дела, не считаясь с нуждами человека, его чаяниями и болью. Судьба меняет то, что должно бы оставаться неизменным. Судьба отнимает то, что хотелось бы сохранить навечно. Судьба ставит окончательную точку в том, что она совершает. По сути, вечным и неизменным оказывается лишь то, что совершилось и состоялось, что унеслось в прошлое... Навсегда...
При активном модусе, в котором человек по своей инициативе принимает решения и совершает поступки, эта тревога будет проявляться как тревога непоправимости, так как принятые решения и совершенные поступки никогда нельзя сделать не имевшими места. Выбранные возможности окажутся выбранными навсегда. А отвергнутые возможности также, по меньшей мере в прежнем виде, уходят навеки. Если человек не решится выбрать какую-то возможность, откладывая выбор на потом, то, может статься, его решение окажется навсегда непоправимым - и он будет страдать (может юыть, всю свою послежующую жизнь) над еще одной упущенной возможностью.
Всё то, что человек совершает своими руками, оказывается таким же необратимым, как и то, что совершается без его участия. Этот факт тревожит человека, поскольку человек своими поступками выносит окончательный и не подлежащий обжалованию приговор той совокупности обстоятельств, в которую он вносит изменения. Таким образом, человек становится автором (или, по меньшей мере, соавтором) своей судьбы.
Но даже если человек, пытаясь отдалить столь пугающую его необратимость события, не выбирает что-то, не совершает (как ему кажется) поступка, что-то все равно непременно случится в его мире. Какие-то возможности текущего момента исчезнут, какие-то останутся доступными в следующие моменты наряду с новыми, вновь появляющимися. Некоторые препятствия перестанут мешать, но вполне вероятно, что возникнут новые сложности.
То есть ситуация, в которой находится человек, будет ежемоментно и необратимо меняться - вне зависимости от его решений, желаний и опасений. Этот поток необратимых перемен восринимается как нечто «фатальное». Человек ощущает свою ничтожность перед превосходящей силой судьбы и рока.
Таким образом, тревога окончательности (можно сказать и "ТРЕВОГА СУДЬБЫ") является сочетанием тревоги перед тем, что совершается без участия человека и перед лицом чего он попросту оказывается, и тревоги в связи с совершением собственных поступков. Тревога окончательности - это, по сути, тревога небытия в связи с осознанием преходящести имеющихся обстоятельств и необратимости произошедших событий.