quote Тревога представляет реалии свободы как сочетание потенциальных
возможностей до того, как эта свобода будет материализована
Серен Кьеркегор

Тревога окончательности

„…Одной волною накатило
Другой волною унесло“
Марина Цветаева
Одним из свойств бытия является необходимость какого-либо события в каждый момент времени.
Ежемоментно в мире человека что-то должно произойти. Результатом этого процесса является исчезновение чего-то, что было до этого момента. То есть ежемоментно совершается какое-либо событие, уносящее в прошлое обстоятельства, которые были до последнего мгновения нашим "настоящим", и порождающее новую совокупность обстоятельств, становящуюся в следующее мгновение нашим " новым настоящим".
Собственно, что-то происходит в конкретном месте в конкретный момент времени всегда и везде. Но относительно человека все, происходящее с ним, в его окружении и в нем самом, происходит именно В ЕГО МИРЕ. Даже происходящее где-то совершенно в другом месте, даже произошедшее когда-то совсем в другие времена, может (разумеется в виде своих следствий и следствий этих следствий) рано или поздно оказаться в мире конкретного человека в конкретный момент времени – в ФОКУСЕ ЕГО БЫТИЯ.
При этом человек может воспринять лишь ничтожно малую толику всех свершающихся в его мире событий. Еще более малую толику может он удержать под свои контролем. Но все, что происходит, оказывается необратимым, поскольку время вспять не повернуть никогда. Эта неподконтрольность и эта необратимость являются источниками тревоги.
Если человек воспринимает преходящесть, являющуюся неотъемлемой составляющей бытия, и необратимость времени, как кактастрофу, то у него неизбежно возникнет страх перед победой небытия, проявляющего себя в форме триумфа необходимости, жестких границ и окончательности.
При пассивном модусе - то есть когда человек ощущает себя ведомым обстоятельствами и внешними силами - тревога окончательности возникает как тревога судьбы. Судьба воспринимается как некая иррациональная жестокая, безразличная и безжалостная к человеку сила, или как слепая предопределенность, ставящая его перед обстоятельствами либо заставляющая его что-то делать помимо его воли.
Человек ощущает себя игрушкой судьбы, которая вершит свои дела, не считаясь с нуждами человека, его чаяниями и болью. Судьба меняет то, что должно бы оставаться неизменным. Судьба отнимает то, что хотелось бы сохранить навечно. Судьба ставит окончательную точку в том, что она совершает. По сути, вечным и неизменным оказывается лишь то, что совершилось и состоялось, что унеслось в прошлое... Навсегда...
При активном модусе, в котором человек по своей инициативе принимает решения и совершает поступки, эта тревога будет проявляться как тревога непоправимости, так как принятые решения и совершенные поступки никогда нельзя сделать не имевшими места. Выбранные возможности окажутся выбранными навсегда. А отвергнутые возможности также, по меньшей мере в прежнем виде, уходят навеки. Если человек не решится выбрать какую-то возможность, откладывая выбор на потом, то, может статься, его решение окажется навсегда непоправимым - и он будет страдать (может юыть, всю свою послежующую жизнь) над еще одной упущенной возможностью.
Всё то, что человек совершает своими руками, оказывается таким же необратимым, как и то, что совершается без его участия. Этот факт тревожит человека, поскольку человек своими поступками выносит окончательный и не подлежащий обжалованию приговор той совокупности обстоятельств, в которую он вносит изменения. Таким образом, человек становится автором (или, по меньшей мере, соавтором) своей судьбы.
Но даже если человек, пытаясь отдалить столь пугающую его необратимость события, не выбирает что-то, не совершает (как ему кажется) поступка, что-то все равно непременно случится в его мире. Какие-то возможности текущего момента исчезнут, какие-то останутся доступными в следующие моменты наряду с новыми, вновь появляющимися. Некоторые препятствия перестанут мешать, но вполне вероятно, что возникнут новые сложности.
То есть ситуация, в которой находится человек, будет ежемоментно и необратимо меняться - вне зависимости от его решений, желаний и опасений. Этот поток необратимых перемен восринимается как нечто «фатальное». Человек ощущает свою ничтожность перед превосходящей силой судьбы и рока.
Таким образом, тревога окончательности (можно сказать и "ТРЕВОГА СУДЬБЫ") является сочетанием тревоги перед тем, что совершается без участия человека и перед лицом чего он попросту оказывается, и тревоги в связи с совершением собственных поступков. Тревога окончательности - это, по сути, тревога небытия в связи с осознанием преходящести имеющихся обстоятельств и необратимости произошедших событий.