quote Тревога основана на осознании своей полной случайности и отсутствия
предельной необходимости [замысла]; иррациональность, непроницаемый
мрак судьбы превращают судьбу в источник тревоги
Пауль Тиллих

Тревога предельного одиночества

Ад не так страшен, как одиночество:
грешники, хотя и страдают там безмерно,
однако «сообща»
Чье-то мудрое высказывание

 

Предельное (экзистенциальное) одиночество – это одиночество, которое вызвано не какими-то кознями или внешними обстоятельствами, а является свойством бытия, названным нами "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ".

Именно осознание нашей абсолютной, окончательной и непреодолимой отделенности от других людей в результате конфронтации с этим свойством бытия и вызывает в нас тревогу предельного одиночества. Это одиночество нельзя преодолеть. Его надо только принять и с ним жить. Попытки бороться с ним будут натыкаться на неизменные неудачи и еще большие переживания.


Конфронтация же со своим экзистенциальным одиночеством не как с болезнью, требующей лечения, а как со своей СУДЬБОЙ, внутри которой мы свободны, как с некой ЦЕННОСТЬЮ, которая принадлежит нашему бытию, будет способствовать встрече со своим ПОДЛИННЫМ Я и духовному РОСТУ. Главное фундаментальное решение тревоги одиночества через ОТНОШЕНИЯ распахивает двери навстречу самому прекрасному, что может быть на свете - навстречу ЛЮБВИ.

Экзистенциальное одиночество (рассматриваемое в этом разделе ощущение одиночества как свойства человеческого бытия) следует отличать как от уединения, являющегося  свободным выбором свободного человека, так и от ощущения оставленности, исключенности,неподтвержденности, страха потери любимого, которые возникают как вторичная тревога при сломе механизмов совладания с различными базальными видами тревоги, а также при переживании других видов тревоги - как дополнительное переживание возможного одиночества. Последнее мы будем рассматривать отдельно в разделе "ВТОРИЧНАЯ ТРЕВОГА"

Что касается добровольного уединения. то оно пресдставляет собой, по сути, нормальное состояние человека, который встречается с САМИМ СОБОЙ. Подробнее мы поговорим об этом в главе "ТРЕВОГА ОДИНОЧЕСТВА И РОСТ".

Ирвин Ялом подчеркивает, что экзистенциальное одиночество - это непреодолимая пропасть между личностями. Это одиночество рождения и умирания. Оно показывает ярко, что  у каждого человека свой мир, и никто другой не в состоянии познать его. Со смертью этот мир исчезает, и никто не сможет сопроводить счеловека к смерти.

Как видно уже из короткого вступления (и мы постараемся показать это при дальнейшем рассмотрении темы), феномен экзистенциального одиночества чрезвычайно многопланов. Мы рассмотрим следующие его аспекты:

1. одиночество как неотчуждаемость человеческой жизни

2. одиночество как неслиянность и отчуждённость каждого человека от других людей

3. одиночество как неприкаянность человека в мире

4. одиночество как отчужденность человека от самого себя

5. одиночество, обусловленное свободой и ответственностью