quote Мир прошлого есть произнесенное пророчество. Только как созидатели
будущего, как познавшие настоящее, вы поймете это
Ницше

Когда возникает чувство одиночества

Очень многие люди мне убежденно говорят, что для них не существует понятия одиночества. Они не представляют даже, что это значит - ощущать себя одиноким. Спрашивается: как такое может быть?

Я уже несколько раз обращал ваше внимание на тот факт, что с самого рождения ребенок оказывается погруженным в отношения с другими людьми. С самого раннего младенчества формируется ПРИВЯЗАННОСТЬ и связанные с нею стили поведения. И в дальнейшей жизни человек как существо социальное продолжает проводить подавляющую часть своего времени (если не все время), будучи окруженным людьми. Это и детский сад, и школа, и работа, и семейные отношения.

Каково бы ни было качество всех этих отношений - главное, что человек является частью той или иной группы. Стремление быть среди людей, хотя и порождается тревогой одиночества, но чаще всего носит абсолютно автоматический характер. Человек "не успевает" ощутить тревогу одиночества - и вот он уже снова (как почти всегда) не один. Быть не одному - это, своего рода, привычка человека.

Немудрено поэтому, что у него попросту нет времени, чтобы ощутить себя отдельной (в рассмотренном выше экзистенциальном плане) личностью. Отсюда и отсутствие конфронтации (или недостаточная конфронтация) с САМИМ СОБОЙ. Человеку, погруженному в группу, "слитому" с другими людьми просто нет необходимости ощущать себя отдельным существом - полностью и окончательно отделенным от других.

Но в силу обстоятельств ли, в силу ли личностного развития, взросления или старения самого человека, в силу ли его амбиций, человек сталкивается с переживанием своей отделенности и связанным с этим ЧУВСТВОМ ОДИНОЧЕСТВА. По словам Джеймса Холлиса, "нам неизбежно приходится признать, что никто не может нас спасти и защитить от смерти или хотя бы существенно ее отсрочить. Во второй половине жизни нам приходится отказаться от двух великих фантазий: что в отличие от других людей мы бессмертны и что где-то живет "Добрый Волшебник", "мистический Другой", который может избавить нас от экзистенциального одиночества".

Каковы же эти события или переживания, сталкивающие нас с переживанием проблемы одиночества? Рассмотрим их, исходя из нашей классификации источников экзистенциального одиночества.


Одиночество как неотчуждаемость человеческой жизни

Заболевания (необязательно даже тяжелые) или размышления о СМЕРТИ, вызванное теми или иными причинами, сталкивают человека с переживанием факта, что только ему одному предстоит и болеть, и, когда придет время, умирать. Боль, которую никому не передашь, вполне может столкнуть человека с такими переживаниями.

Переживание своей СУДЬБЫ как некой данности также делает человека абсолютно одиноким - поскольку (как бы этого, порой, ни хотелось) свою судьбу не передашь никому и ни с кем не разделишь.


Одиночество как неслиянность и отчужденность от других людей

Растущий человек с самого раннего возраста склонен к индивидуации, то есть к превращению в отдельную личность. Этот процесс сталкивает человека с необходимостью отделения от других людей. Для очень многих осознание (или ощущение) такой необходимости является мучительным (хотя и далеко не всегда переживается и осознается как тревога одиночества), поэтому отделению и индивидуации они предпочитают слияние.

Возможность "слияния" с другим человеком или группой весьма ограниченна, несмотря на то, что иллюзия слиянности может быть очень сильной. Но в определенные моменты иллюзия рассеивается - и одиночество подкрадывается к человеку или хватает его в свои когтистые лапы. Самое банальное и всем известное событие - это разрыв партнерских отношений, когда двое остаются одни. При этом, чаще всего, один из них все же оказывается в новых отношениях. Другому же это становится лишь еще большим контрастом собственному одиночеству.

Не говоря о других аспектах разрыва (например, обесценивание и обессмысливание прошлого, крах ОБРАЗА БУДУЩЕГО, в котором человек себя видит "вдвоем" со своим партнером) крах иллюзии о возможности слияния переживается крайне болезненно. И человек вынужден остаться один на один С САМИМ СОБОЙ.

Быстрое интеллектуальное развитие человека или его стремительный успех могут делать весьма проблематичным его общение с близкими прежде людьми. Это ли не одиночество? Хотя, по известной привычке, человек обрастает новыми связями, которые он считает достойными себя. Не всегда, увы, эти новые контакты будут столь же искренними и теплыми, как и прежние.

В отношениях взрослых и детей молчание матери за „плохое“ поведение ребенка может вызывать в нем переживание крайне мучительного одиночества. Такое же поведение одного взрослого в отношение другого имеет не менее болезненные последствия. В принципе, подобное поведение имеет целью заставить другого человека пойти на уступки в обмен на прекращение "блокады". Это типичное манипулирование с помощью "изоляции".

В групповых отношениях одиночество переживается при исключении их группы или при отдалении от группового ядра. Наиболее распространенные причины для переживания своей исключенности у взрослого трудоспособного человека это увольнение с работы, отставка, выход на пенсию.

Исключение из группы или невозможность вступления в группу могут быть результатом собственного негативного поведения либо манипулятивности в отношении отдельного человека со стороны группы. Так, бойкот, остракизм, имеющие целью повлиять на стиль поведения человека, могут вызвать непереносимое переживание одиночества. Чаще всего такие моменты имеют место в подростковых группах, когда юные существа, испытывающие острую тягу к общению и включенности не имеют достаточных навыков общения для того, чтобы соответствовать требованиям группы (или же они еще не готовы к КОНФОРМИЗМУ).

Чувствуя себя изгоем, человек, наряду с переживанием затронутой ГОРДОСТИ, занижением САМООЦЕНКИ, других психологических проблем, вынужден конфронтировать со своим экзистенциальным одиночеством. И хорошо, если он при этом хоть на йоту приблизится к тому, чтобы стать самим собой и начать жить ПОДЛИННОЙ ЖИЗНЬЮ.

Человеку глубокому может быть очень трудно в толпе пустых и фальшивых людей, где за масками не видно живых человеческих глаз. Фальшь окружения, с представителями которого совсем не хочется иметь дело, лишь оттеняет человеку его собственное одиночество.


Одиночество как неприкаянность человека в мире

Неприкаянность есть отражение переживаемого человеком отсутствия СМЫСЛА в мире. Вся история человечества поэтому направлена на поиски и открытия смыслов. Нередко вместо открытия смыслов люди пытаются их изобрести. На какое-то время это дает миру некое свойство "уютности" - человек ощущает себя в мире как у себя дома (подчеркиваю: на какое-то время!!!). Как только эти смыслы и связанные с ними ЦЕННОСТИ оказываются под вопросом или попросту развеиваются (ходом ли исторических событий или личным опытом человека), то человек снова оказывается неприкаянным в мире. Известны целые эпохи такой неприкаянности - когда буквально парализуется воля и одолевают отчаяние и скука. И переживание изолированности, оторванности и одиночества не заставит себя ждать.

В современном обществе революционные преобразования вызывают быструю переориентация общества на новые ценности. В итоге человек теряет связи на ценностном уровне с другими людьми. Ощущение мучительного одиночества при этом, видимо, является одной из причин того, что люди предпочитают объединиться под тираном. Единство и возможность слияния с другими в ВООДУШЕВЛЕНИИ - это то, что фюрер предлагает массе в обмен на абсолютную власть (см. БОЛЬШАЯ ГРУППА И ЕЕ ВОЖДЬ).


Одиночество, обусловленное свободой и ответственностью

Согласно Ирвину Ялому, с ощущением одиночества сталкивают человека события его жизни, которые в наибольшей степени заставляют его отдавать себе отчет в полной ОТВЕТСТВЕННОСТИ за свою собственную жизнь. Особенно это проявляется при необходимости принятия радикально меняющих жизнь решений - когда человек становится, в буквальном смысле, автором своей СУДЬБЫ.

Другой случай - это необходимость формирования собственных взглядов, не поддерживаемых авторитетами, значимым окружением или группой. Это бывает, в частности, в науке, когда человек открывает нечто, рушащее господствующие представления. А также в случаях, когда человеку открывается вдруг, что те ценности, которые ему внушало общество, оказываются ложными, и он своим решительным поступком отвергает эти ценности во имя тех, которые готов отныне утверждать.

Любой риск, любое проявление ВОЛИ, любой УСПЕХ - все это проявления СВОБОДЫ человека. И все это осознается им, как его и только его одного сфера ответственности. И тут открываются ворота в осознание своего одиночества.

Еще один распространенный случай - преимущественная ориентация на достижения, на погруженность в работу означает выбор в пользу успеха, который будет достигаться в ущерб отношениям. Все большая холодность и отчужденность в отношениях с близкими будут давать основания для переживания одиночества.

На вершине успеха (особенно это имеет отношение к звездам, к людям, стоящим у власти) одиночество - вещь далеко не редкая. Даже окруженные толпой почитателей, поклонников или лизоблюдов такие люди лишены искренних и доверительных отношений. И они чувствуют свою отделенность, изолированность от их окружающей толпы.


Одиночество как отчужденность человека от самого себя

Встреча с САМИМ СОБОЙ "грозит" человеку всегда, когда вдруг он оказывается в состоянии ПУСТОТЫ своего времени. Когда его вниманию не на что отвлечься вовне. Когда вдруг нет никаких дел, никаких развлечений, когда вдруг не оказывается под рукой других людей (либо физически, либо в силу каких-то причин недоступных для общения). Короче, когда человек оказывается предоставлен самому себе и вынужден погрузиться в свою ВНУТРЕННЮЮ РЕАЛЬНОСТЬ.

Если человек не готов к такому повороту, если он не в состоянии слушать голоса своей САМОСТИ, если его пугает правда о самомо себе и он не может вступить в диалог со своим ПОДЛИННЫМ Я, то ощущение одиночества ему обеспечено - а следом и использование всевозможных защит от него. И все ради того, чтобы отгородиться другими людьми и событиями от неприятного и пугающего внутреннего мира.