quote Если моё Я – это то, что я ЕСТЬ, а не то, что я ИМЕЮ, то никто не может
угрожать моей безопасности и идентичности
Эрих Фромм

Когда возникает чувство одиночества

Очень многие люди мне убежденно говорят, что для них не существует понятия одиночества. Они не представляют даже, что это значит - ощущать себя одинноким. Спрашивается: как такое может быть?

Я уже несколько раз обращал ваше внимание на тот факт, что с самого рождения ребенок оказывается погруженным в отношения с другими людьми. С самого раннего младенцества формируется ПРИВЯЗАННОСТЬ и связанные с нею стили поведения. И в дальнейшей жизни человек как существо социальное продолжает проводить подавляющую часть своего времени (если не все время), будучи окруженным людьми. Это и детский сад, и школа, и работа, и семейные отношения.

Каково бы ни было качество всех этих отношений - главное, что человек является частью той или иной группы. Стремление быть среди людей, хотя и порождается тревогой одиночества, но чаще всего носит абсолютно автоматический характер. Человек "не успевает" ощутить тревогу одиночества - и вот он уже снова (как почти всегда) не один. Быть не одному - это, своего рода, привычка человека.

Немудрено поэтому, что у него попросту нет времени, чтобы ощутить себя отдельной (в рассмотренном выше экзистенциальном плане) личностью. Отсюда и отсутствие конфронтации (или недостаточная конфронтация) с САМИМ СОБОЙ. Человеку, погруженному в группу, "слитому" с другими людьми просто нет необходимости ощущать себя отдельным существом - полностью и окончательно отделенным от других.

Но в силу обстоятельств ли, в силу ли личностного развития, взросления или старения самого человека, в силу ли его амбиций, человек сталкивается с переживанием своей отделенности и связанным с этим ЧУВСТВОМ ОДИНОЧЕСТВА. По словам Джеймса Холлиса, "нам неизбежно приходится признать, что никто не может нас спасти и защитить от смерти или хотя бы существенно ее отсрочить. Во второй половине жизни нам приходится отказаться от двух великих фантазий: что в отличие от других людей мы бессмертны и что где-то живет "Добрый Волшебник", "мистический Другой", который может избавить нас от экзистенциального одиночества".

Каковы же эти события или переживания, сталкивающие нас с переживанием проблемы одиночества? Рассмотрим их, исходя из нашей классификации источников экзистенциального одиночества.


Одиночество как неотчуждаемость человеческой жизни

Заболевания (необязательно даже тяжелые) или размышления о СМЕРТИ, вызванное теми или иными причинами, сталкивают человека с переживанием факта, что только ему одному предстоит и болеть, и, когда придет время, умирать. Боль, которую никому не передашь, вполне может столкнуть человека с такими переживаниями.

Переживание своей СУДЬБЫ как некой данности также делает человека абсолютно одиноким - поскольку (как бы этого, порой, ни хотелось) свою судьбу не передашь никому и ни с кем не разделишь.


Одиночество как неслиянность и отчужденность от других людей

Растущий человек с самого раннего возраста склонен к индивидуации, то есть к превращению в отдельную личность. Этот процесс сталкивает человека с необходимостью отделения от других людей. Для очень многих осознание (или ощущение) такой необходимости является мучительным (хотя и далеко не всегда переживается и осознается как тревога одиночества), поэтому отделению и индивидуации они предпочитают слияние.

Возможность "слияния" с другим человеком или группой весьма ограниченна, несмотря на то, что иллюзия слиянности может быть очень сильной. Но в определенные моменты иллюзия рассеивается - и одиночество подкрадывается к человеку или хватает его в свои когтистые лапы. Самое банальное и всем известное событие - это разрыв партнерских отношений, когда двое остаются одни. При этом, чаще всего, один из них все же оказывается в новых отношениях. Другому же это становится лишь еще большим контрастом собственному одиночеству.

Не говоря о других аспектах разрыва (например, обесценивание и обессмысливание прошлого, крах ОБРАЗА БУДУЩЕГО, в котором человек себя видит "вдвоем" со своим партнером) крах иллюзии о возможности слияния переживается крайне болезненно. И человек вынужден остаться один на один С САМИМ СОБОЙ.

Быстрое интеллектуальное развитие человека или его стремительный успех могут делать весьма проблематичным его общение с близкими прежде людьми. Это ли не одиночество? Хотя, по известной привычке, человек обрастает новыми связями, которые он считает достояными себя. Не всегда, увы, эти новые контакты будут столь же искренними и теплыми, как и прежние.

В отношениях взрослых и детей молчание матери за „плохое“ поведение ребенка может выхывать в нем переживание крайне мучительного одиночества. Такое же поведение одного взрослого в отношение другого имеет не менее болезненные последствия. В принципе, подобное поведение имеет целью заставить другого человека пойти на уступки в обмен на прекращение "блокады". Это типичное манипулирование с помощью "изоляции".

В групповых отношениях одиночество переживается при исключении их группы или при отдалении от группового ядра. Наиболее распространенные причины для переживания своей исключенности у взрослого трудоспособного человека это увольнение с работы, отставка, выход на пенсию.

Исключение из группы или невозможность вступления в группу могут быть результатом собственного негативного поведения либо манипулятивности в отношении отдельного человека со стороны группы. Так, бойкот, остракизм, имеющие целью повлиять на стиль поведения человека, могут вызвать непереносимое переживание одиночества. Чаще всего такие моменты имеют место в подростковых группах, когда юные существа, испытывающие острую тягу к общению и включенности не имеют достаточных навыков общения для того, чтобы соответствовать требованиям группы (или же они еще не готовы к КОНФОРМИЗМУ).

Чувствуя себя изгоем, человек, наряду с переживанием затронутой ГОРДОСТИ, занижением САМООЦЕНКИ, других психологических проблем, вынужден конфонтировать со своим экзистенциальным одиночеством. И хорошо, если он при этом хоть на йоту приблизится к тому, чтобы стать самим собой и начать жить ПОДЛИННОЙ ЖИЗНЬЮ.

Человеку глубокому может быть очень трудно в толпе пустых и фальшивых людей, где за масками не видно живых человеческих глаз. Фальшь окружения, с представителями которого совсем не хочется иметь дело, лишь оттеняет человеку его собственное одиночество.


Одиночество как неприкаянность человека в мире

Неприкаянность есть отражение переживаемого человеком отсутствия СМЫСЛА в мире. Вся история человечества пожтому направлена на поиски и открытия смыслов. Нередко вместо открытия смыслов люди пытаются их изобрести. На какое-то время это дает миру некое свойство "уютности" - человек ощущает себя в мире как у себя дома (подчеркиваю: на какое-то время!!!). Как только эти смыслы и связанные с ними ЦЕННОСТИ оказываются под вопросом или попросту развеиваются (ходом ли исторических событий или личным опытом человека), то человек снова оказывается неприкаянным в мире. Известны целые эпохи такой неприкаянности - когда буквально парализуется воля и одолевают отчаяние и скука. И переживание изолированности, оторванности и одиночества не заставит себя ждать.

В современном обществе революционные преобразования вызывают быструю переориентация общества на новые ценности. В итоге человек теряет связи на ценностном уровне с другими людьми. Ощущение мучительного одиночества при этом, видимо, является одной из причин того, что люди предпочитают объединиться под тираном. Единство и возможность слияния с другими в ВООДУШЕВЛЕНИИ - это то, что фюрер предлагает массе в обмен на абсолютную власть (см. БОЛЬШАЯ ГРУППА И ЕЕ ВОЖДЬ).


Одиночество, обусловленное свободой и ответственностью

Согласно Ирвину Ялому, с ощущением одиночества сталкивают человека события его жизни, которые в наибольшей степени заставляют его отдавать себе отчет в полной ОТВЕТСТВЕННОСТИ за свою собственную жизнь. Особенно это проявляется при необходимости принятия радикально меняющих жизнь решений - когда человек становится, в буквальном смысле, автором своей СУДЬБЫ.

Другой случай - это необходимость формирования собственных взглядов, не поддерживаемых авторитетами, значимым окружением или группой. Это бывает, в частности, в науке, когда человек открывает нечто, рушащее господствующие представления. А также в случаях, когда человеку открывается вдруг, что те ценности, которые ему внушало общесто, оказываются ложными, и он своим решительным поступком отвергает эти ценности во имя тех, которые готов отныне утверждать.

Любой риск, любое проявление ВОЛИ, любой УСПЕХ - все это проявления СВОБОДЫ человека. И все это осознается им, как его и только его одного сфера ответственности. И тут открываются ворота в осознание своего одиночества.

Еще один распространенный случай - преимущественная ориентация на достижения, на погруженность в работу означает выбор в пользу успеха, который будет достигаться в ущерб отношениям. Все большая холодность и отчужденность в отношениях с близкими будут давать основания для переживания одиночества.

На вершине успеха (особенно это имеет отношение к звездам, к людям, стоящим у власти) одиночество - вещь далеко не редкая. Даже окруженные толпой почитателей, поклонников или лизоблюдов такие люди лишены искренних и доверительных отношений. И они чувствуют свою отделенность, изолированность от их окружающей толпы.


Одиночество как отчужденность человека от самого себя

Встреча с САМИМ СОБОЙ "грозит" человеку всегда, когда вдруг он оказывается в состоянии ПУСТОТЫ своего времени. Когда его вниманию не на что отвлечься вовне. Когда вдруг нет никаких дел, никаких развлечений, когда вдруг не оказывается под рукой других людей (либо физически, либо в силу каких-то причин недоступных для общения). Короче, когда человек оказывается предоставлен самому себе и вынужден погрузиться в свою ВНУТРЕННЮЮ РЕАЛЬНОСТЬ.

Если человек не готов к такому повороту, если он не в состоянии слушать голоса своей САМОСТИ, если его пугает правда о самомо себе и он не может встепить в диалог со своим ПОДЛИННЫМ Я, то ощущение одиночества ему обеспечено - а следом и использование всевозможных защит от него. И все ради того, чтобы отгородиться другими людьми и событиями от неприятного и пугающего внутреннего мира.