quote Вечная борьба духовной свободы человека с его внутренней и внешней судьбой
и составляет, по сути, человеческую жизнь. Биологическая судьба представляет
собой материал, который приобретает форму под воздействием свободного
человеческого духа, то есть под влиянием того, ради чего, с точки
зрения человека, он существует
Виктор Франкл

"Хороший человек" и моральное образование

Итак, от тревоги несправедливости помогает именно справедливость, которую мы сами несем в мир нашими поступками. Наши неправедные действия всегда возбуждают в нас МОРАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ (чувства вины и стыда), которые служат внутренним регулятором нашей собственной справедливости.

Джон Ролз подчеркивает, что "чувство справедливости у человека не является принудительным психологическим механизмом, остроумно вмонтированным власть имущими с целью безусловного подчинения человека правилам, придуманным для продвижения интересов власти предержащих".

Это чувство, как мы уже говорили, является стержнем цельной, равной, свободной и автономной личности. "Чтобы реализовать нашу природу, у нас нет другой альтернативы, кроме как сохранить наше чувство справедливости в качестве руководства другими нашими целями", - пишет Джон Ролз, - то, что мы придерживаемся ПРИНЦИПОВ СПРАВЕДЛИВОСТИ при взаимодействии с другими, не сдерживает нашей природы. Наоборот, это реализует нашу социальную восприимчивость и, ставя нас перед большим блaгом, позволяет нам контролировать наши более ограниченные импульсы" (см. ДОБРО и ЗЛО).

Человека, действующего в соответствии с принципами справедливости и имеющего такие особенности морального характера, которые рационально желать для своих партнеров, Джон Ролз называет "хорошим человеком". То есть люди, являющиеся моральными личностями, руководствуются спонтанными внутренними мотивами, которые побуждают к нравственно правильным (справедливым) поступкам.

Спрашивается, каким же образом можно создать, воспитать нравственную личность.

Для начала обратимся к тому, как Джон Ролз определяет хорошие поступки хорошего человека:

"Мы можем определить хорошее или благое действие (в смысле благодетельного действия) как такое, которое мы вольны делать или не делать, т.е. никакие требования естественных обязанностей или обязательств не  ограничивают нас в делании или неделании этого. Само действие при этом предназначено для способствования благу ДРУГОГО.

Мы можем определить благое дело (в смысле добродетельного действия) как совершаемое ради блага ДРУГОГО.

Благодетельное действие развивает благо ДРУГОГО, и совершается оно из желания, чтобы другие имели те же блага.

Добродетели представляют собой чувства и обычаи, направляющие нас к правильным, основанным на принципах, действиям".

Из этих характеристик видно, что, поступая на основании принципов справедливости, люди действуют не по принуждению, а автономно. Таким образом, нравственное воспитание, моральное образование представляет собой обучение автономности, заключает Джон Ролз:

"Нравственное обучение является не столько делом обеспечения недостающих мотивов, сколько свободным развитием наших внутренних интеллектуальных и эмоциональных способностей в соответствии с их естественными склонностями.

По мере роста умственных способностей люди приходят к признанию своего места в обществе; они способны стать на точку зрения других, оценивают взаимные преимущества установления честных условий социального взаимодействия. Мы обладаем естественной симпатией к другим людям и внутренней восприимчивостью к наслаждению товарищескими чувствами и самообладанием, а это обеспечивает эмоциональное основание для нравственных чувств, как только мы приобретаем ясное понимание наших отношений с окружающими".

См. также материал ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ И ОБЩЕСТВО.