quote Тревога основана на осознании своей полной случайности и отсутствия
предельной необходимости [замысла]; иррациональность, непроницаемый
мрак судьбы превращают судьбу в источник тревоги
Пауль Тиллих

От иллюзий к реальности

Хотя каждое отдельное несчастие и представляется исключением,
но несчастие вообще - есть правило.

Против господствующего воззрения на мир
как на совершенное творение
громко вопиет, во-первых, бедствие,
которым он переполнен,
а во-вторых, бьющее в глаза несовершенство
и даже комическая искаженность
и какое-то юродство
самого законченного  из его  явлений - человека.
Артур Шопенгауэр


Когда мы ждем от мира и судьбы определенного порядка и правил, которые автоматически делают нас счастливыми, воздавая каждому "по заслугам и добродетелям", то мы рискуем жестоко ошибиться. Известно, что мы оцениваем свои заслуги и добродетели, мягко говоря, несколько завышено. Не лучше обстоит и с верой в справедливый миропорядок.

Поэтому важнейшей задачей человека является расставание с иллюзиями, обращение к реальности - как внутренней, так и внешней.

Приведенные ниже высказывания Артура Шопенгауэра позволят нам несколько преуспеть в развеивании иллюзий:

Человеческий мир, в котором в ужасающих размерах преобладают в нравственном отношении – гадость и низость, а в умственном - неспособность и глупость, не есть боевая арена, за победы и поражения на которой будут раздаваться  награды в будущем мире, - он сам есть страшный суд, в который всякий вносит с собою, смотря по заслугам, позор или награду.

Чтобы во всякое время иметь в руках верный компас для  ориентирования в жизни и чтобы, не сбиваясь, видеть ее  постоянно в настоящем свете, - самое лучшее средство приучить себя смотреть на этот мир как на место покаяния и искупления, следовательно, как на подобие исправительного заведения... Не будем более смотреть на невзгоды, страдания, муки и нужды жизни в великом и малом как на нечто исключительное, неожиданное, а будем находить все это в порядке вещей, твердо памятуя, что здесь всякий наказуется за свое существование - и всякий своеобразным способом. К числу зол, неразлучных с исправительным заведением, принадлежит также встречаемое там общество... Будем смотреть на каждого прежде всего как на существо, которое существует только вследствие своей греховности и жизнь которого есть искупление вины (греха) его рождения...

Наш цивилизованный мир есть не более, как громадный маскарад. В нем есть рыцари, духовенство, солдаты, доктора, адвокаты, жрецы, философы - и чего только нет в нем! Но все они не то, что они представляют. Все они не более, как простые маски, под которыми скрываются денежные барышники. Но чтобы лучше обработать своего ближнего, один надевает маску законности, взятую им напрокат у адвоката, другой для той же цели прикрывается личиною общего блага и патриотизма; третий опять - берет маску религиозности и правоверия. Иные же для различных целей выставили маски философии, филантропии и т.п. Все, решительно все - вздор и потеха; что, наконец, из тех  двоих, что там между собою так серьезно толкуют, один предлагает поддельный товар, а другой расплачивается фальшивою монетою.

Счастлив тот, кому еще смолоду внушают, что он находится в маскараде, ибо без этого он никогда не мог бы некоторых вещей ни понять, ни усвоить...

Наши претензии к обществу в этом мире должны быть соображены со всеми этими условиями.

По сути, возврат в реальность возможен только тогда, когда человек откажется от фантастического будущего, которое рисует ему гордыня, и вернется в ФОКУС СВОЕГО БЫТИЯ, в реальный процесс бытия. Тем самым человек отказывается от обладания не только иллюзорными стремлениями, но и от страстно желаемого (но невозможного) их воплощения в будущем. В процессе бытия человек учится быть собой, познавая свои чувства, опробывая свои способности и реализуя свои потенциалы.

Когда человек опирается на свои настоящие качества, а не на властную гордыню, он становится человеком, его личность перестает разрываться конфликтами и страстями, обретает единство. Находясь в процессе бытия, человек совершает выборы из реальных возможностей, а осознание потребностей и чувств других людей, их и своей свободы порождает стремление к истинной справедливости.

Джон Ролз пишет по этому поводу следующее: "Единство личности основано на желании следовать принципам рационального выбора способами, совместимыми с его чувством правильности и справедливости... Желание действовать справедливо частично проистекает из желания наиболее полно выразить то, что мы есть или чем можем быть, а именно — свободными и равными рациональными существами, имеющими свободу выбора... Свобода означает поведение в соответствии с законом, который мы принимаем для себя сами. А это ведет не к этике суровой власти, но к этике взаимного уважения и самоуважения".