quote Человек постоянно стоит перед судом, судья на котором – он сам. Данная
ситуация вызывает тревогу (в относительных терминах тревогу вины,
в абсолютных – тревогу самоотвергания, самоосуждения),
которая выливается в отчаяние
Пауль Тиллих

Ответственность за свою реакцию на события собственной жизни

"В тот самый момент, когда я появился в бытии,
я один несу на себе весь груз мира,
и никто не может мне его облегчить.
Я приговорен быть полностью ответственным за самого себя."
Ж.-П. Сартр

Ситуация, в которой оказывается человек в каждый момент времени, принадлежит только ему и не может быть другой. "То, что со мной случается, случается посредством меня, и я не могу на это ни воздействовать, ни взбунтоваться, ни отказаться от этого, - пишет Сартр, - все, что со мной случается, является моим".

Обстоятельства момента стекаются в ФОКУС БЫТИЯ человека, порой вызванные им самим, порой порожденные другими людьми. Так складывается его МАТРИЦА СУДЬБЫ - конкретная ситуация конкретного момента, в которой человеку суждено приживать свое бытие. За последствия своих поступков человек несет полную ответственность по принципу "что посеешь, то и пожнешь".

За внешние события, которые затрагивают нас, но не являются прямым следствием нашего поступка, мы не можем нести ответственности. "Зато мы однозначно несем ответственность за свою реакцию на эти события", - пишет Лиз Бурбо.

Какими же могут быть наши реакции на ситуации и события, с которыми мы сталкиваемся?

Мы вправе отвергагь ситуации и людей, которые нам не нравятся или неприемлемы с точки зрения наших ценностей или внутренних ресурсов. Подобым отвержением мы, в действительности, выражаем наши пределы, заявляет Лиз Бурбо.

Но отвергать надо не слепо, а осознанно. Я имею в виду, что иные ситуации не могут быть отвергнуты, или человек не может так просто выйти из ситуации. Поэтому бороться с подобными обстоятельствами бесполезно (хотя это происходит сплошь и рядом - люди борются с неизменямым, пытаясь совершить невозможное).

Принимая решение, как поступить при тех или иных обстоятельствах, следует руководствоваться знаментым правилом:

менять то, что поддается изменению;

принимать то, что не поддается изменению;

стараться отличать одно от другого.

Поэтому одной из ответственных реакций на внешнюю ситуацию будет ПРИНЯТИЕ своей СУДЬБЫ и ее рамок. И исходя из этих рамок совершать ответственные и свободные поступки, изменяя то, что поддается нашему влиянию. В таких ситуациях ответственно не опускать руки, а действовать в направлениях, доступных нашему контролю. Так мы проявим себя как сильные люди, активно прокладывающие путь своей судьбе.

Можно поступить и по-другому - застыть и ничего не делать. Но и за это мы ответственны. Ведь, как заявляет Сартр, сделаться пассивным в мире, отказаться от воздействия на вещи и других, - это все равно свободный выбор человека. Даже "самоубийство является одним из способов бытия-в-мире".

В ситуациях, которые заведомо неподвластны нашему контролю, человеком может овладать ОТЧАЯНИЕ или слепая ЯРОСТЬ, если свою судьбу он воспринимает как НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ. В таких случаях человек будет винить всех и вся за свою тяжелую долю. Но тем самым он только усугубит свою ситуацию. Ведь бесполезно биться головой о стену.

То есть мы всегда ответственны за то, какими мы проявляем себя данной ситуации. В ситуации, которую мы не в состоянии изменить, мы можем измениться сами! Так, каждый может принять  свою болезнь или другое страдание как подарок, заявляет Лиз Бурбо. Болзень и страдание помогают человеку повысить уровень своего сознания и познавать самого себя (включая свои сильные и слабые строны, свои внутренние ресурсы и потенциалы).

В страдании человек может стать примером для других, если он будет вести себя достойно. Принимая то, что нам не под силу изменить, мы отвественны за то, как мы себя ведем в данной ситуации, какие эмоции нами обуревают.  И, как говорит Сартр, "никто из посторонних не определяет того, что мы чувствуем, чем мы живем или чем мы являемся".

Далее Сартр подчеркивает, что человек, как автор собственного свободного проекта, превращает обстоятельства своей ситуации в возможности или препятствия. То есть человек ответствен за то, является ли для него данная ситуация невыносимой или приятной: "какой бы ни была ситуация с ее коэффициентом враждебности, даже невыносимым, человек должен принять на себя эту ситуацию с гордым сознанием того, что является ее автором, так как самые худшие неудобства, самые худшие опасности, которые могут угрожать моей личности, имеют смысл только через мой проект; именно на основе моей ангажированности они появляются".

Как это ни парадоксально звучит, человек сам для себя решает вопрос о "коэффициенте враждебности" обстоятельств своей ситуации. И делает это человек, принимая решение о самом себе - то есть свободно выбирая, каким ему быть в той или иной ситуации.

"Самые ужасные военные ситуации, самые жестокие мучения не создают нечеловеческое состояние вещей, - пишет Сартр, - не существует нечеловеческой ситуации; только в страхе, бегстве, в обращении к магическим действиям я буду выносить решение о нечеловеческом; но это решение человеческое, и я буду нести полную ответственность за него".

Далее он пишет еще, казалось бы, более парадоксально:

"Если я мобилизован на войну, эта война является моей войной, она в моем образе, и я ее заслуживаю. Я заслуживаю ее с самого начала, потому что я мог бы всегда уклониться от нее посредством самоубийства или дезертирства. Если я не уклоняюсь от мобилизации на войну, значит, я это выбрал; это может быть от безволия, от трусости перед общественным мнением, поскольку я предпочитаю определенные ценности ценностям отказа воевать (оценки моих близких, честь моей семьи и т.д.). Если я предпочитаю войну смерти или позору, все происходит так, как если бы я нес полную ответственность за эту войну. Во всяком случае, речь идет о выборе. Этот выбор будет повторяться впоследствии постоянно до конца войны. Таким образом, именно я есть эта война. Нужно, таким образом, согласиться с выражением Ж. Ромена: "На войне нет невинных жертв"".


***


В отношениях с другими людьми также немало бывает ситуаций, которые причиняют нам немало переживаний. Но, как отмечает Лиз Бурбо, "только вы несете ответственность за свои эмоции, то есть за свою реакцию на слова или дела других людей". Так, мы может сильно страдать от поведения или высказываний других людей.

В подобной ситуации важно не упускать из виду, что другие люди могли и не иметь намерения нас обидеть. Мало того, они могли поступить так, как поступили, оттого, что сами переживают душевную боль. А может быть они не понимают сами себя и не в состоянии оценить последствия своих поступков. Лиз Бурбо советует задавать себе в подобных случаях следующие вопросы: «Использую ли я свой опыт для развития сочувствия и понимания страданий тех людей, которые подвергли меня этим лишениям и этому насилию? Использую ли я пережитое для того, чтобы открыть свое сердце, или для того, чтобы плотнее закрыть его?».

Слова Христа, подвергавшегося поругагию со стороны тех, кто еще недавно превозносил и с ликованием приветствовал его, еще более пронзительно поражают своей добротой и мудростью: "прости им, ибо не ведают, что творят!".

Итак, мы можем сформулировать еще одну возможность реакции на нашу ситуацию, особенно вызыванную другими людьми. Эту реакцию - а лучше сказать "позицию" - можно назвать "ПОНЯТЬ И ПРОСТИТЬ". То есть, мы несем ответсвенность за способность любить своего ближнего - даже если его поступки и слова причиняют нам боль или не соответствуют нашим ожиданиям.

Если мы не уверены на сто процентов, что другой намеренно причинил нам страдания (то есть, допускаем возможность, что его поступок был вызван лучшими побуждениями, а последствия поступка не могли быть до конца просчитаны), то самым лучшим нашим выбором будет ПОНЯТЬ и ПРОСТИТЬ.

Что касается давних обид, уходящих корнями в ранние детские годы, например, обида на мать, дефицит любви которой до сих пор причиняет боль, то искать причины ее поступков и пытаться их объяснить и понять - занятие неблагодарное и бесполезное.

Поэтому остается только одно: ПРОСТИТЬ раз и навсегда, оставив попытки понять (слишком много воды утекло).