quote Фрагментарность жизни не умаляет ее смысла. Из длительности сроков
жизни мы никогда не сможем вывести меру ее осмысленности…
Мы должны основываться в оценке любой биографии
на богатстве ее содержания
Виктор Франкл

Скука

Принято считать, что скука — одна из причин, которая мешает нам наслаждаться жизнью. Попробуем разобраться, так ли это. Но для начала обратимся к определнию самого понятия „скука“.

Самым первым определением, буквально просящимся на язык, является „отрицательное“ определение, а именно: скука - это отсутствие веселья, занимательности. Владимир Даль определяет скуку как время, когда „нет забавы, увеселений“. Такое определение точно подтверждает приведенное в начале статьи рашожее мнение о скуке

Другой пласт определений скуки дает нам возможность понять причины этого состояния. Так, тот же Даль описывает цкуку как „тягостное чувство, от косного, праздного, недеятельного состояния души; томление бездействия“. Скучать, по Далю, - это „жить в безделье, томиться праздностью; тяготиться положением своим, желать перемены“. В словаре Ушакова также находим, что скука – это „томление, тягостное душевное состояние от безделья, отсутствия занятий или от отсутствия интереса к окружающему“. Здесь звучат голоса бездеятельности и обнообразия, праздности и отсутствия интереса.

Еще один пласт причин скуки связан с межчеловеческими отношениями. Так, Владимир Даль отмечает, что время скуки – это время одинокое, когда „никого не видишь“, а скучать – это „жить в одиночестве“.

В ряде определений к отсутствию интереса (как причины скуки) добавляется еще и отсутствие жизненных целей и смысла жизни. Отмечаются также среди причин внутренняя опустошенность и ограничение способности к эмоциональным переживаниям.

Давайте рассмотрим ключевые моменты этих определений, которые помогут нам лучше понять скуку. Речь идет о:

  • безделии (отсутствии занятий)
  • нарушениях в эмоционально-волевой сфере (желания, интерес, цели, действия)
  • однообразии
  • одиночестве.

Итак, обо всем по порядку (точнее, порядок рассмотрения этих понятий я изменю, буду рассматривать от простого и очевидного к более сложному – так, чтобы было понятнее).



СКУКА И ОТНОШЕНИЯ

Одиночество – это незаполненное социальное пространство человека. Скучать по кому-то означает ощущать пустоту без того, кто простым присутствием своим или стимулируя человека на какие-то дела, заполняющие время его жизни заполнял (неважно, давно или недавно) социальное пространство человека.

Этот другой мог составлять СМЫСЛ существования человека. Поэтому его отсутствие обессмысливает жизнь. Также этот другой мог инициировать активность человека, „дарить“ ему чувства и переживания (если человек привык "паразитировать" на активности и чувствах другого). Наконец, другой мог выступать попросту в роли источника информации, шуток или развлечений.

Переживание скуки от одиночества - это, несомненно переживание пустоты незаполненного социального пространства и времени в отсутствие кого-то, кто способен избавить человека от тревоги пустоты.

В поисках спасения от скуки одиночества человек бросается на поиски "заполнителя" этой пустоты, находя временное облегчение, замешиваясь в толпу на удице, толкаясь в магазинах. Там он ощущает прилив энергии, без этого он чахнет и не испытывает ни малейшей радости.

Эдгара По в "Человеке толпы" хорошо описывает таких людей.

Переживание скуки в действующих отношениях можно проиллюстрировать на примере детской скуки, которую описал Йонас Химмельстранд. "Детская скука обычно не имеет ничего общего с нехваткой занятий или даже с нехваткой интересных занятий. Она возникает из-за нехватки энергии вследствие недостатка контакта с теми, к кому дети привязаны. Ребенок, которому не хватает привязанности, часто становится одержим скукой. Фраза “Мне скучно” на самом деле значит “У меня нет энергии что-то делать. Мне нужно, чтобы меня обняли, подержали на коленях или со мной поговорили те, к кому я привязан, например, мама, папа или бабушка”. Когда потребность ребенка в привязанности удовлетворена, открывается резервный запас энергии (внутренней энергии), и ребенок сам видит множество возможностей того, чем можно заняться".

И во взрослом состоянии человек скучает, когда ощущает нехватку эмоциональной связи с другим человеком, который ему важен. Это может проявлять себя ОБИДОЙ на другого, злостью на самого себя и отчаянием. В результате человек еще больше замыкается, перекрывая оставшиеся каналы связи со своим близким. Изолируясь от других и замыкаясь в себе, не позволяя проявиться своим порывам, человек погружает себя в мир ПРЕДЕЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА. И сталкивается с ощущением пустоты и едкой скуки, замешанной на клубке противоречивых желаний и стремлений (желание близости и парализующая апатия, эмоциональные порывы навстречу другому и бегство прочь).

Скука в отношениях может быть и демонстративной. При этом "скучающий" движим определенными НАМЕРЕНИЯМИ. Демонстрируя свою скуку, он стремится показать другому, что от того что-то ожидается. Чаще всего - инициатива, эмоциональное участие, может даже нечто материальное (например, подарок). Или, говоря другому, что с ним скучно, человек попросту мстит ему за что-то, что он считает НЕСПРАВЕДЛИВЫМ. Это своего рода унижение и обесценивание другого - сказать ему, что он скучен и неинтересн. В любом случае, скука может быть разменной монетой в бесконечном спектре способов манипулирования другими людьми с целью получения тех или иных дивидендов. В этих случаях в основе поступка находится не скука, а совсем другие чувства, например, переживание досады, ощушение несправедливости.


СКУКА, ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ

Как мы уже отмечали, когда обсуждали ТРЕВОГУ БЕССМЫСЛЕННОСТИ, отсутствие осмысленных содержаний в данном отрезке человеческой жизни чревато так называемым "экзистенциальным вакуумом" - то есть тем же ощущением опустошенности собственной жизни. Если пустота остается незаполненной, то возникает скука. То есть для ощущения пустоты, как говорится, в полной ее красе, мало одного осознания бессмысленности. Нужна еще и бездеятельность.

Но отсутствие СМЫСЛА и размытые ЦЕННОСТИ подавляют мотивацию: энергия будущего ("ради чего делать?") не подпитывает больше активность человека, он перестает ставить перед собой амбициозные цели, которые бы поддерживали его СТАНОВЛЕНИЕ.

Кроме того, ощущение бессмысленности собсивенной жизни обесценивает и целый мир человека. Он перестает чувствовать себя важной частью большого мира. И это усиливает ощущение ОДИНОЧЕСТВА, которое усиливает переживание пустоты.


НАРУШЕНИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ

„Скучен день до вечера,
коли делать нечего“
Русская поговотка

Скука дает себя знать, когда человек остается какое-то время без занятий, приносящих ему удовлетворение. Поговорим коротко о причинах того, что человек может оказаться неудовлетворенным своей деятельностью.

Бывает нередко, что человек теряет способность четко понимать свои эмоции. Это может быть следствием многолетней привычки подавлять чувства, прятать их или же доверясться чувствам и инициативе других. При этом свои чувства как бы искусственно подстраиваются под чувства другого. В действительности же, чаще речь идет о самообмане: человек попросту присоединяется к активности другого, для чего ему „не надо“ чувствовать самому. Это своего рода „паразитирование“ на чувствах и инициативе другого человека.

Не реже встречаюстя случаи, что человек не в состоянии определиться со своими желаниями. При наличии многих желаний можетз иметь место невозможность осучествить выбор в пользу одного из них. В результате действие не совершается и ничего с человеком не проишодит. Ничего, кроме скуки, вторгающейся в образовавшуюся пустоту. Кроме того, упомянутое паразитирование на активности другого „избавляет“ человека и от необходимости желать.

Будучи предоставлены сами себе, такие люди оказываются как бы эмоционально тупыми и неспособными к активному поступку, не могут определиться с целями. В результате они сидят, ожидая у моря погоды и скучая. Если же они и действуют, то чаще в направление неких случайно выбранных целей, вполсилы, не получая РАДОСТИ от своих деяний. Безрадостность открывает дорогу внутренней опустошенности и скуке.

Бывают и обратные ситуации, когда человек полный энергии, устремлений и готовый двигаться к поставленным целям, натыкается на безразличное. Окружающим все равно, что он делает. Его успехи их попросту не интересуют (если не раздражают). Если общество ориентировано на пассивных середнячков, то оно будет игнорировать или даже преследовать активных „выскочек“. Отсутствие признания со стороны окружения заслуг человека способно существенно снизить его САМООЦЕНКУ, что негативно скажется на его эмоционально-волевой сфере.

Мы знаем также немало примеров того, когда энтузиастам их окружение ставит препятствия. Либо окружаюшим не надо, чтобы кто-то проявлял чрезмерную активность, либо общество может посчитать опасным для себя такую неконтролируемую активность некоторых его челнов. И человек вынужден спускать пар, сбавлять темп. В результате теряется задор, энергия „сдувается“, радость созидания сменяется апатией и скукой.

Если от человека требуют невозможного и он видит, что не справится, то у него могут опуститься руки. Такая бездеятельность, скорее всего, будет сопровождасться не скукой, а ОТЧАЯНИЕМ или страхами, опасениям за возможное наказание, в конечном счете выливающимися в ТОСКУ.


СКУКА КАК ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА

ИНТЕРЕСЫ обеспечивают наполнение жизни радостной энергией и устремленностью в будущее. Предметом интереса могут быть люди, занятия, предметы, процесс осуществления той или иной деятельности. Это может быть работа или хобби, отношения с другим человеком, сам человек как мличность.

Пустота прорывается, когда из жизни человека исчезают интересы. Это может быть следствием некоего объективного процесса. Так, с возрастом или с болезнями круг интересов сужается. Что раньше радовало, может стать безразличным или недоступным. Хорошо, если проишодит замена одних интересов другими. Если нет – то человеку со временем может грозить смертельная скука.

Интересы могут быть затронуты и внешними обстоятельствами. Так, запреты или невозможность по другим причинам удовлетворять привычные желания (а человеку интересны именно предметы удовлетворения желаний или сам их процесс) обеднят существенно эмоциональную жизнь человека. Если при этом затронуты те немногие интересы человека: которые он имел, то воля человека может оказаться сильно фрустрированной. Того хухе, если у человека был один единственный интерес (что встречается нередко) – и он был до поры до времени счастлив тем, что имел возможность этот интерес лелеять. Ушел интерес (или возможность удовлетворения желаний, с ним связанным) – и рушится весь мир человека, а он сам проваливается в бездну пустоты и скуку.

Для более подробного ознакомления с понятиями, касающимися эмоционально-волевой сферы, которые мы упомянули здесь, рекомендую обратиться к главам ПОТРЕБНОСТИ и ВОЛЯ И ВОЛЕВОЙ АКТ.


СКУКА БЕЗ ИГРЫ

Известно, что дети скучают тогда, когда они по той или иной причине не могут играть. Одно дело – запрет на игру (поздно, нельзя шуметь и т. д.). В этом случае скука может и не быть долгой. Ребенок придумает себе новое занятие, новую ИГРУ, в которой он создаст себе целый мир символов и смыслов, и погрузится во вполне „взаправдышную“ деятельность в этом мире (нередко даже просто в своей фантазии). Игра подпитывается ИНТЕРЕСОМ.

Но бывает, что ребено отучается от игры, треяя способность творить новые миры. Это случается нередко вследствие массивного и пассивного потребления готовых развлечений, которые предлагают ему телевизор или организованный досуг. Пассивность доходит до того, что предоставленный самому себе, ребенок не сможет самостоятельно найти себе интересное занятие и погрузится в скуку.

Неумение играть проявляет себя не только у детей. Немало взрослых начисто лишены ФАНТАЗИИ, не умеют создать себе МЕЧТУ, проиграть ту или иную ситуацию и приступить к реализации ОБРАЗА БУДУЩЕГО наяву. Вместо этого они маются от скуку.


СКУКА КАК СЛЕДСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ДЕФИЦИТА

ЛЮБОПЫТСТВО (в отличие от ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ) представляет собой гонку за информацией. Нередко она проявляется жаждой сенсаций. Поддерживаются эти стремления сплетнями и пересудами, поглощением новостей и „подглядыванием“ в личную жизнь звезди знаменитостей. Удовлетворение такой жажды до конца невозможно, поэтому люди склонны к тому, чтобы источники удовлетворения любопытства не иссякали.

Без постояного притока новой информации человек ощсущает тревогу. Это стучатся к нему пустота и скука. Порой внутренние мучения напоминают проявления синдрома отмены при алкоголизме или наркомании.

Идеологи и пропагандисты умело используют такию потребность людей. Избавляя их от скуки, они направляют в их головы потоки информации, которая делает людей (которые и не подозревают об этом) “скованными одной цепью, связанными одной целью”.

СКУКА ОТ ПОВТОРЕНИЯ И МОНОТОННОСТИ

Однообразие становится как бы эквивалентом пустоты. Вроде бы все есть: и семья, и занятие, и свой очаг… Но ощущение такое, что чего-то не хватает. Жизнь “не полна”… И человек томится, как если бы он находился в пустыне бытия. Причина тому – ощущение отсутствия СМЫСЛА во всем том, что человек ИМЕЕТ. Этот вид скуки вызван пресыщением тем, что человек имеет, что его окружает.

Человек не ЦЕНИТ ту жизнь которую он проживает со всеми ее составляющими. Можно сказать, что это скука от НЕБЛАГОДАРНОРТИ, а неблагодарный человек неспособен переживать РАДОСТЬ и СЧАСТЬЕ. А эти чувства заполнить собою весь мир. Их же отсутствие лишь подчеркивает и делает более мучительной пустоту бытия.


„СДЕЛАННАЯ“ СКУКА

На скуку и отсутствие интереса люди могут попросту ссылаться, чтобы оправдать нежелание действовать по другим основаниям, которые человек не хочет сообщать другим. В действительности, интерес к делу или к цели может быть очень даже большой.

Но скука, тем не менее, прорвется, если человек не позволит себе принять участия в том деле, от которого он отказывается. Но это уже будет скука от "активного" неделания, то есть от неделания по собственной инициативе. Нередко в таких ситуациях прорывается и чувство ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ВИНЫ, указывающей на то, что человек не делает того, что ему следует делать: ведь наличие интереса к делу, от которого отказываешься свидетельствует о том, что этим отказом ты идешь против самого себя.

Таким образом, скука может стать результатом добровольного отказа от совершения поступка. Рассмотрим коротко причины такого „ничегонеделанья“.


ТРЕВОГА БУДУЩЕГО

Человеку с такой тревогой свойственно неверие в собственные силы и возможности по преодолению возможных последствий своей активности. Любое действие означает выход из ютного мирка, в котором человек испытывает сладкую иллюзию защищенности. А вне этого мирка может случиться что угодно. Поэтому, если человек стремится этого избежать, он предпочет скучать в своем мирке, предпочитая монотонность и однообразие неопределенности нового..


ТРЕВОГА ОКОНЧАТЕЛЬНОСТИ

Отказ от действия при этом виде тревоги будет мотивирован желанием сохранить статус кво. Человек не хочет своим поступком „отправить“ в невозвратное прошлое ситуацию, которой он дорожит. Тогда ему не остается ничего другого, кроме как скучая и коря себя за бездействие, наблюдать за тем, как ситуация меняются от независящих от него обстоятельств. При этом он может еще и клянуть СУДЬБУ, и обвинять других людей в том, что они разрушили такой замечательный мир его иллюзий.


ТРЕВОГА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Человек отказывается от действия, опасаясь нежелательных для себя и для других последствий конкретного поступка. Это может быть недовольство окружающих, какие-то санкции в отношение человека. Не желая сталкнуться с кажущимися ему возможными „наказаниями“ за свой поступик, человек может предпочесть его не совершать, хотя ему бы этого очень хотелось.


ТРЕВОГА ФРУСТРИРОВАННОЙ ГОРДОСТИ

Ничегонеделание может быть результатом того, что человек стремится тем самым избежать удара по ГОРДЫНЕ в случае неуспеха того или иного предприятия. Иными словами, гордец может отказаться от какого-то действия. В результате рискует столкнуться с пустотой. Однако часто гордецам не грозит тревога пустоты и скука. Они и в случае неделания будут в фантазиях своих праздновать успех или лелеять мысли о том, что они, если бы захотели, если бы им не было скучно или не интересно, они были бы самыми лучшими (или уж, на худой конец, не худщими) в этом деле.

Таким образом, ссылка на скуку (чаше в высказываниях) свидетельствет о попытке оправдания гордецом своего неумения или некомпетентности („работа скучна“). В этих случаях в основе находится опасения фрустрации гордости: "мне может не удасться быть таким, как я хочу". А если по-честному, за этими словами стоят другие: "я боюсь, что не смогу делать так, как нарисовала мне моя гордыня".