quote Чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности,
человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? –
что я сделал? – чем я стал?
С.Л. Рубинштейн

Тревога искушения и эмоции

СТЫД И ВИНА

Основной эмоцией при тревоге искушения будет стыд, являющийся МОРАЛЬНОЙ ЭМОЦИЕЙ. Стыд человек будет испытывать, если не получается быть таким, каким ему быть „положено“. То есть, его ИДЕАЛЬНОЕ Я, которое он силится натянуть на себя, как маску, оказывается недосягаемым для его тщетных потуг. В результате маска спадает, и его "истинное лицо" становится всем видно. Как и любая другая моральная эмоция, стыд базируется на системе внутренних ЦЕННОСТЕЙ, призывающих человека БЫТЬ им соответствующим. При ориентации на соответствие своему ИДЕАЛЬНОМУ Я человека ужодит от истинным ценностей своего ПОДЛИННОГО Я (по сути, человек отказывается БЫТЬ СОБОЙ, от своей САМОСТИ).

ВИНА, также относящаяся к моральным эмоция, возникает, если человек как бы берет на себя обязательства не действовать против правил, но совершает поступки, этим правилам противоречащие. Причем, чтобы испытать чувство вины, человек должен своим поступком (своим собственным СВОБОДНЫМ И ОТВЕТСТВЕННЫМ выбором) нарушить принципы, соблюдения которых от него требует эта система ценностей.

 

РАСТЕРЯННОСТЬ и РАЗОЧАРОВАНИЕ

Человек может чувствовать растерянность, когда жизнь сталкивает его со всё новыми и новыми возможностями. Одна из них может быть заманчивее другой, порождая яркие ощущения и сильные импульсы – в результате у человека голова идет кругом. Что же выбрать, если многое из того, что само идет в руки, вызывает тревогу искушения? Аппетит разыгрывается, желания распаляются – и человек может потерять голову, что еще больше затрудняет правильный и ответственный выбор, заставляя выбирать то, что ближе и привлекательнее.

Растерянность может порой сопровождаться страхом перед лавиной чувств, перед наводнением эмоциями и перед ведением импульсами.

Человек хочет выбрать самую привлекательную возможность, но внутренний голос подсказывает ему: „нет, это нельзя“. Если внутренний запрет на выбор этой возможности не поддерживается системой ценностей человека, не укреплятеся нацеленностью его на смыслы и долгосрочные планы, то человек может быть разочарован в своей „участи“, которая, по его мнению, лишает его радостей жизни, заставляет жить СКУЧНО и ограничивать себя во всем приятном.

 

СТРАХ

Какие-то возможности могут быть и пугающими. В контексте данного вида тревоги это имеет значение, если челоек в результате отказывается от поступка – то есть поддаётся как бы “антиискушению”, искушению, уводящему его от самого себя, от образа смелого и честного человека, искушению, заставляющего его быть трусом. То есть вместо проявления мужества и движения навстречу возможности вопреки тревоге и страху, человек делает шаг назад, в свою крепость из защит. Он пытается укрыться от тревоги, но на самом деле бежит от своего бытия.

 

БЕЗРАЗЛИЧИЕ

Привлекательные возможности разжигают желания, которые, в свою очещредь, толкают человека на определенный поступок – на выбор этих возможностея. Здоровая воля будет брать импульсы и поступки под контроль. Но человек иногда впадает в состояни, когда он перестаёт сопротивляться импульсам, смиряется перед их стихией. В результате он как бы махнул рукой на всё, что с ним произойдет в жизни. Он перестал брать судьбу в свои руки. Он преклонил колени перед той силой, которая его «тащит» по жизни.