quote Человек не обладает сущностной природой: он обладает лишь возможностью
сделать из себя то, что захочет. Человек сам создает то, что он есть
Пауль Тиллих

Тревога свободы, тревога ограничения свободы, тревога ответственности и тревога окончательности

Свобода в смысле рассматриваемых в нашем проекте вопросов имеет три основополагающих аспекта.

Первое, что необходимо всегда иметь в виду, это отсутствие конечной инстанции вне человека, определяющей его выборы, принятие им решений и совершение поступков. Даже Бог, даже строгие религиозные заповеди и светские законы, даже суровые родители и наставники (нередко "гнездящиеся" в совести человека) не являются принимающей решение инстанцией. Человек делает свой выбор сам (даже поддаваясь импульсам, указаниям со стороны или вообще отказываясь от выбора). Лишь потом – в случае противоречащего установленным ими нормам выбора (например, действие вопреки священным законам, указаниям родителей) – строгими инстанциями могут быть применены и соответствующие санкции. Но вначале человек должен совершить поступок – действие на основе собственного свободного решения.

Другим аспектом свободы является то, что она осуществляется в условиях всевозможных ограничений. Во-первых, она обусловлена необходимостью выборов не из безграничного, а только из ограниченного числа возможностей, которые предоставляет в распоряжение человека мгновение - его реальная ситуация. При этом выбрать можно только одну возможность. Человек, таким образом, стоит перед мучительностью выбора и под тяжестью сомнений в правильности решения, которое предстоит принять или которое уже было принято.

Каждый сделанный человеком выбор дополнительно ограничивает в дальнейшем его свободу, направляя жизненный путь человека по другим траекториям, когда ему будет предоставляться набор возможностей, обусловленных предыдущими выборами, и так далее – от выбора к выбору.

Свобода выбора, ко всему, обусловлена рядом других ограничений (как внешних по отношению к человеку, так и внутренних, обусловленных, например, его задатками и способностями, его комплексами и психологическими чертами). В этом также состоит важнейшее ограничение свободы выбора.

Третий аспект свободы состоит в необратимости. Сделанный человеком выбор, отсекая все другие потенциальные возможности в каждой ситуации выбора, знаменует собой некую завершенность, окончательность. Эта окончательность символически равносильна “смерти”, падению в небытие всех прочих возможностей, кроме той, которая была выбрана. Эта окончательность, однако, является всё же относительной: творческие способности человека, его способность к трансцендированию и мужество позволяют ему целенаправленно изменять обстоятельства своей жизни, давая ему возможность влиять на предоставляемые возможности.

Базальной тревогой в свете первого аспекта свободы будет тревога самостоятельности, выражающийся в нерешительности и неверии в собственные силы, в отказе от принятия самостоятельных решений и, в крайнем своем проявлении, - в отказе от роста и становления (так называемый КОМПЛЕКС ИОНЫ, описанный Абрахамом Маслоу). Фундаментальным решением здесь будет решение субстанциональное, а именно развитие и укрепление гордости и самоуважения, доверия самому себе и веры в свои собственные силы и способности.

Тревога, связанная со вторым аспектом свободы будет проявляться в результате совершаемых человеком выборов. Действуя, человек вызывает изменения в своем окружении, которые могут иметь для самого человека и других людей как позитивные, так и негативные последствия. Любой свободный поступок человека будет сопровождаться выраженной в большей или меньшей степени тревогой вины, осуждения и наказания.

Главными фундаментальными решениями здесь будут решение интенциональное, которое состоит в  принятии на себя ответственности, и решение аксиологическое, состоящее в прояснении своих ценностей и нахождении смыслов. Действуя ответственно, в соответствии со своими бытийными ценностями, человек приходит к тому, что принимаемые им и реализуемые с помощью его воли свободные решения, будут отвечать истинным его потребностям и не будут входить в противоречие с его убеждениями. Человек, опираясь на свои ценности и воплощая в жизнь открытые им смыслы, будет делать выбор в пользу добра, принимая с не меньшей ответственностью возможность того, что даже в этом случае последствия его поступка могут быть в той или иной мере негативными.

Еще одно производное тревоги, вытекающей из осознания свободы и конфронтацией с ней, проявляется в форме тревогой окончательности - в плане самостоятельно совершаемого выбора. Здесь человек собственными руками переводит стрелку - и им выбранное или невыбранное становится из возможного состоявшимся, воплотившимся, материализовавшимся - то есть окончательно ушедшим в прошлое. Основное решение здесь также - интенциональное, то есть совершение осмысленного и ответственного выбора.

Этот вид тревоги идет рука об руку с тревогой ограничения свободы – со стремлением не ограничиваться только одной из выпадающих возможностей и игнорирований как рамок свободы так и интересов других людей.

Решением здесь (а также и в предыдущем виде тревоги) будет экзистенциальная мудрость, а именно принятие естественных ограничений свободы и движение прочь от “свободы ОТ к “бытию ДЛЯ” - к трансцендированию и творчеству.

Общим для всех рассмотренных аспектов свободы (и видов тревоги) является то, что любой выбор является точкой отсчета в личной истории человека. Любой человеческий поступок запускает свой календарь внутри этой истории. И отныне всегда будет ДО и ПОСЛЕ выбора, решения или поступка. Своими свободными выборами человек погружает себя в реку ВРЕМЕНИ, которая и есть его бытие.

Бытие человека, таким образом, каждым его свободным выбором и поступком раскладывается по ОСЯМ БЫТИЯ, которые являются не только ориентирами для человека в его жизни, но и используются им в качестве важных элементов ЗАЩИТЫ от тревоги.