quote Мир прошлого есть произнесенное пророчество. Только как созидатели
будущего, как познавшие настоящее, вы поймете это
Ницше

Самооценка и самопредставление человека

На нашу самооценку гораздо большее внимание оказывают наши поступки, совершаемые при свидетелях, чем поступки, которые мы совершаем в одиночку. То есть мы особую важность приписываем тому, как мы смотримся в глазах других людей, какое мнение о нас складывается в нашем окружении.

Самопредставление человека представляет собой совокупность способов и стратегий создания своего образа в глазах других людей.

Для человека крайне важно быть позитивно воспринятым другими людьми (особенно "значимыми другими"). Для достижения этого столь желаемого результата, нередко человек не останавливается перед тем, чтобы создать видимость (например, своих позитивных качеств или немалых усилий, им предпринимаемых). Риск здесь очевиден: правда выйдет наружу и человек окажется в глазах других жалким обманщиком. Кроме того, заведомая ложь всегда сопряжена с чувством вины.

Можно выделить два основных стиля поведения человека, отражающего тот образ, который человек хочет создать в глазах других.

Первый из этих стилей, активный или наступательный, отражает стремление к победе, успеху, росту. Шанс, быть воспринятым другими позитивно всегда сопряжен с риском негативной оценки и отторжения со стороны других. Второй стиль, защитный или избегающий, состоит в том, что человек всеми силами старается избежать неудач и отрицательных результатов. Риск здесь в том, что люди с подобным поведением не произведет буквально никакого впечатления на тех, кто ему важен.

В зависимости от ситуации человек может склоняться то к одному, то к другому стилю. Люди с высоким уровнем самооценки склонны больше к первому, наступательному, стилю. Люди с низкой самооценкой, напротив, предпочитают защитный стиль.

Самопредставление человека может осуществляться напрямую, когда человек выставляет напоказ свои определенные черты или преимущества. Прямое самопредставление может, конечно иметь успех, способствуя формированию позитивного имиджа в глазах других. Однако оно может быть расценено другими как хвастовство, тем самым человек будет оценен негативно.

Стратегии опосредованного самопредставления более тонкие. Они нацелены на получение хорошей оценки и создание позитивного имиджа через отношения с другими людьми. Такие стратегии можно подразделить на две основных подгруппы.

Соревновательные стратегии основываются на размежевании себя с негативно оцениваемыми людьми. Человек говорит тем самым: "Я лучше, чем этот другой".

Ассоциативные стратегии, напротив, предполагают развитие отношений с теми, чья оценка в группе высока. Тем самым люди стремятся повысить свой имидж в группе и укрепить свою самооценку. Так, многим свойственно демонстрировать свою принадлежность к известным или популярным людям, тем самым приобщаясь к славе. Такие стратегии чаще свойственны людям с низкой базальной самооценкой.

Еще один способ самовозвышения - это критика и обесценивание других людей. Тем самым человек стремится, с одной стороны, прослыть компетентным (по меньшей мере, с точки зрения способности критиковать и находить аргументы), с другой, приобрести определенные преимущества в сравнении с теми, кого они критикуют. Такой подход свойствен чаще людям с высокой, но нестабильной самооценкой. Подобные люди бывают особо критичны по отношению к другим. Особенно агрессивно ведут себя в этом отношении нарциссические личности. Критик противника или конкурента может приводить к относительному повышению имиджа в группе, однако сопряжено с риском прослыть агрессивным и несправедливым.

Самопредставление может также осуществляться с помощью самоописания. Так, человек может сообщать о себе информацию, способную обеспечить ему уважение со стороны значимых других. Он может, напротив, умалчивать о своих заслугах, приобретая репутации скромного человека. Или даже говорить о своих недостатках, так что его будут ценить как самокритичного человека.

В своих самопредставлениях человек стремится, в основном, к двум целям:

  • либо быть воспринятым другими как компетентная личность,
  • либо быть симпатичным и приятным для других.

Хотя люди хотят казаться другим и компетентными, и симпатичными, достичь обе цели одновременно часто невозможно, поскольку одна требует отказа от другой: впечатление компетентности нередко можно создать лишь за счет ущерба симпатии и наоборот.

Так, человек покладистый, открытый, гибкий, легко подстраивающийся под других воспринимается другими как некто, с кем приятно иметь дело. Людей, которые выражают много положительных оценок, другие склонны также воспринимать позитивно. Однако соглашательство и  отсутствие однозначного и категоричного мнения о тех или иных вещах может быть расценено как недостаток понимания в том или ином вопросе.

С другой стороны, критичные люди, которые негативно (пусть и справедливо) оценивают других, часто воспринимаются как компетентные, но одновременно как жесткие и даже жестокие.

Следует отметить, что люди с высокой самооценкой прежде всего хотят слыть компетентными (то есть заслуживающими уважения), а люди с низкой самооценкой чаще всего хотят нравиться другим (то есть казаться дружелюбными, милыми и симпатичными) - даже если это будет достигаться в ущерб представлению о них, как о достаточно компетентных. Первые для этого в публичной ситуации склонны критиковать других (нередко обобщая свое мнение, выдавая его за мнение большинства), а вторые, напротив, высказываются осторожно, подчеркивая, что это их персональное мнение.