quote Обретение чувства бытия v широком смысле – это отношение к себе
и своему миру, переживание своего бытия (включая ощущение себя
собой)… Сознавание собственного бытия происходит на уровне
понимания себя
Ролло Мэй

Самооценка и деятельность

Кто оценивает себя позитивно, оценивает также позитивно и то, что он делает. Однако человек нередко заблуждается как в оценке дела рук своих, так и в оценке своих способностей. Помочь здесь может относительный подход - а именно сравнение своих оценок с объективными критериями. Только так можно ближе приблизиться к осознанию своей внешней и внутренней реальности.

Для человека с низкой самооценкой позитивная оценка своих способностей нередко возможна лишь в отсутствии сравнения с объективными стандартами. Низкая самооценка порождает и негативные ожидания, которые действуют на результаты таким образом, что эти результаты будут в той или иной степени соответствовать ожиданиям, то есть нежелательный результат будет как раз и достигнут. Люди с низкой самооценкой приближают нежелательные события, неудачи по такому примерно сценарию, представляющему собой САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЕСЯ ПРОРОЧЕСТВО:

Низкая самооценка

негативные ожидания

высокая тревожность

недостаточные усилия

неудача

разочарование и сомнение в своих способностях

низкая самооценка


Низкая самооценка зачастую сопряжена с так называемыми дисфункциональными мыслями, которые чрезмерно занимают человека, отвлекая его от выполнения задания. Например, он может думать: "что скажут другие, если я потерплю неудачу?", или "если я не справлюсь, - это будет катастрофа!".

Высокий уровень самооценки часто влияет позитивно на результаты деятельности (хотя и не напрямую), которые, в свою очередь, влияют на уровень самооценки. Механизм такого влияния примерно следующий:

позитивная самооценка (вкупе с опытом, интеллигентностью, заинтересованностью)

человек быстрее и увереннее берется за сложные задания

он не дает себе легко приходить в уныние от неудач

достижение высоких результатов

удовлетворение

высокая самооценка


Однако чрезмерная самооценка приводит к тому, что ожидаемый успех будет считаться чем-то само собой разумеющимся. Результатом будет то, что человек не будет стараться в достаточной мере ("зачем стараться. если и так все будет хорошо?"), и желаемый результат так и не будет достигнут.

Переоценка своих способностей (что часто имеет место при ГИПОМАНИАКАЛЬНОСТИ, см. также МАНИАКАЛЬНАЯ ЗАЩИТА) нередко сочетается с недооценкой сложности проблем и с постановкой чрезмерно высоких целей. В результате создается ситуация, которая оказывается неконтролируемой, но высокое самомнение говорит человеку: "все под полным контролем" (такой человек не может поверить в то, что ему ситуация не по силам). Итог - впустую потраченные усилия и разочарование неудачей. Ко всему еще - уже на начальном этапе - человек недооценивает возможные негативные долгосрочные последствия своих планируемых поступков и решений. В результате человек зачастую оказывается от тщательного планирования, оценки возможных альтернатив - и плохие результаты ожидают его еще и в долгосрочной перспективе.

В целом же стоит отметить, что легкая переоценка своих способностей всегда лучше как чрезмерной переоценки своих способностей, так и тотального сомнения в своих силах.


САМОВОСПРИЯТИЕ ПОСЛЕ НЕУДАЧИ

В случае неудачи люди с высокой самооценкой компенсируют ощущение неудачи тем, что фокусируют внимание на своих сильных сторонах.

Для людей с низкой самооценкой типична негативная эмоциональная нагрузка. Такие люди концентрируются на восприятии своих слабых сторон.

Алгоритм развития ситуации таков:

ограниченное доверие своим способностям
ожидание неудачи
неудача
приписывание ответственности за неудачу собственным ограниченным возможностям
генерализация на другие области концепции самости, образа самого себя
отсутствие компенсации через самоутверждение
негативная эмоциональная нагрузка

 

ОБХОЖДЕНИЕ С НЕУДАЧЕЙ

Люди с низкой самооценкой после неудачи снижают свои ожидания, становясь менее оптимистичными в отношении перспектив будущих успехов.

Люди с высокой самооценкой нередко становятся упрямыми в случае неудачи, собираются с силами и концентрируются, веря в то, что удача им на сей раз улыбнется.

Люди с высокой самооценкой часто принимаются за другое задание, как бы игнорируя ту сферу, где потерпели неудачу.

Напротив, люди с низкой самооценкой нередко склонны повторять попытки разрешить данную проблему даже в случае неудачи. Они стремятся тем самым доказать себе, что они не такие слабые и беспомощные.


ПОХВАЛА И ПОРИЦАНИЕ

Кажется само собой разумеющимся, что похвала - это приятно, а порицание - нет. Но похвала за выполнение легкого задания, за то, что человек считает само собой разумеющимся может даже действовать парадоксально, снижая самооценку.

Также неблагоприятно может действовать похвала, относящаяся не к делу и результату, а к свойствам человека. Так, говорить человеку (особенно ребенку) "молодец, ты умный" будет в перспективе менее благоприятно влиять на его самооценку, чем похвала за то, что он успешно справился с трудным заданием. Неблагоприятное воздействие основано на том, что человек будет ориентироваться в своей самооценке и в оценке своих успехов на некие как бы стабильные и неизменные личные качества, упуская при этом из внимания, что жизнь - это процесс перемен, а потому и любые поступки и решения должны опираться на текущие возможности и ресурсы, а не на раз и навсегда данные свойства.

Иными словами, похвала полезна за процесс, за поведение, а не за личные качества.

Однако люди с низкой самооценкой могут похвалу не принять, поскольку она не соответствует их базовой самооценке. Похвала может еще вызвать негативные мысли, так как человек будет думать о нехороших перспективах, о том, что похвала сегодня выльется в порицание завтра, что будет на контрасте еще хуже.

По данным Мюррея и Холмса, у людей с низкой самооценкой любая похвала ведет к перехлесту воспоминаний о неудачах. Помочь таким людям можно избеганием (насколько это возможно) похвалы и критики в пользу безоценочных отношений .

С точки зрения КОНСТРУКТОВ ЛИЧНОСТИ Дж.А.Келли не стоит делать акцент на позитивной противоположности того, чего человек опасается (например, в случае конструкта "ПОХВАЛА - ПОРИЦАНИЕ", "МОЛОДЕЦ - СТЕРВЕЦ"), поскольку мысли о позитивном полюсе неминуемо приведут человека к негативному полюсу, к страху наказания и ощущения себя виноватым. Стоит перевести проблему из сферы фантазий и негативных ожиданий (где влияние человека на обстоятельства и результаты ничтожно мало) в сферу реальности (где человек может влиять на обстоятельства и на свое поведение). Для этого следует сосредоточиться на конструктах нейтральных, например "СПОСОБНОСТЬ - НЕУМЕНИЕ". Тут человек может разглядеть свои ресурсы и уделить внимание их развитию и практическому применению.