quote Вовсе не очевидно, что стоит стремиться к такой жизни,
из которой была бы изгнана тревога…
Виктор Эмиль фон Гебзаттель

Биполярная самость. Виды самости

Хайнц Кохут описал самость как сложный двуполюсный психический аппарат, все составляющие которого взаимдействуют друг с другом, влияют друг на друга. В результате этого динамичного процесса формируется, трансформируется личность человека. См. презентацию БИПОЛЯРНАЯ САМОСТЬ.

Как функционирует ЗДОРОВАЯ САМОСТЬ, смотрите в одноименной публикации.

***

Исследователи и практики указывают на крайнюю многогранность самости, которая, по сути, есть совокупность различных видов самости. Упомянем ниже некоторые из них.

Актуальная самость - это то, чем человек реально вляется на текущий момент, его ПОДЛИННОЕ Я.

Когнитивная самость представляет собой плоды познания и оценки человеком своей актуальной самости в виде приписываемых самости черт характера и способностей.

Можно выделить также телесную самость, включающую в себя все чувственные опыты человека в их совокупности, взаимодействии и взаимовлиянии.

Действующая самость представляет собой совокупность способностей, задатков и навыков человека. Благодаря этой самости, человек может планировать и действовать в соответствии с собственными представлениями и свободной ВОЛЕЙ.

Субъективная самость соответствует наличию „актёра“ – то есть мыслящего, чувствующего и действующего субъекта. Она тесно завязана на эмоциональные процессы и соответствует цельному опыту „Я“ в его жизненном контексте. Эта самость создает основу для отграничения человека как личности от других людей и содержит опыт автономности воли и самостоятельности действия. Также в этой самости содержится единый опыт различных настроений и эмоций, которые испытывает человек, наряду с опытом постоянства личности (ее ИДЕНТИЧНОСТИ) в процессе ее развития и формирования.

Понятие "САМОСТЬ КАК АКТЕР" ввел Питер Фонаги, понимая под этим душу, которая открывается другой душой и способна к ответным реакциям на этот контакт двух душ. Такая самость будет осознанно контролировать и регулировать как свое самопроявление (например, выражающееся в слова и поступки), так и отношения с другими.

Фонаги выделяет пять уровней самости как атера:

Самость как физический актер характеризует осознавание влияний физического воздействия собственного тела на пространственное окружающее.

Самость как социальный атер проявляется интерацкциями с окружающими и сопровождается осознанием того, что собственные коммуникативные высказывания (слова или поступки) имеют влияние на социальное окружение (ПРИЧИННОСТЬ).

Самость как телеолгический (направленный на достижение целей) актер обладает способностью выбирать среди наличных возможностей самое подходящее средство для достижения поставленной цели, отражая наличие у человека свободной ВОЛИ.

Самость как ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ актер придает авторство поступку, чему предшествуют ментальные состояния (размышления). Поступок совершается СВОБОДНО и сопровождается пониманием того, что поступок непременно приведет к тем или иным ментальным и физическим последствиям (осознание ОТВЕТСТВЕННОСТИ). Эта самость способна также отличать свои желания от желаний других (то есть человек берет на себя ответственность за любой свой поступок, даже если чужая воля. чужие желания диктуют ему, какой шаг ему следует сделать).

Самость как репрезентантный (представительский) актер указывает на то, что в самости имеют свои представительства интенциональные и ментальные (мыслительные) состояния человека (например, ЖЕЛАНИЯ или УБЕЖДЕНИЯ).

Автобиографическая самость – это способность соединять воспоминания о своих поступках в цельную причинно-временную цепочку. ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ порождает переживание последовательности собственного опыта. И этой последовательностью как раз и определяется способность поддерживать целостность структуры самости. Эта способность возикает у ребенка благодаря тому, что взрослые оказываются в состоянии выражать ему свое понимание значения (СМЫСЛА) его поведения.

Различительная самость происходит из автобиографической ПАМЯТИ и является результатом дифференцированного и объективированного самосознания. Эта самость кладет начало самонаблюдению и оценке, которые выходят за рамки опыта „Я“, предлагая всю совокупность эмоционально-познавательной информации о самости. Эта самость умеет различать кажущесть и реальность, собственные мнения и мнения других. Благодаря ей человек приобретает умение уважать мнение слушателя.

Социальная самость развивается из опыта общения человека с другими людьми в интерактивном контексте. В ней отражается опыт привязанности, принятия и другие опыты мезшеловеческих отношений.

Психологическая или духовная самость содержит эмоционально насыщенные картины, ценности, чувственные структуры, желания, фантазии, ссалки на значимый опыт других. В конечном счете, духовная самость представляет собой вместилище и источник жизненной философии человека. В ней – источник опыта, активности и креативности. Эта самость дарит человеку ощущение собственного достоинства.

„Экологическая“ (межличностная) самость представляет собой информацию о себе и о других, соответствующую требованиям к человеку со стороны внешних объектов. В том числе, там содержатся знания об эмоциях, с которыми сталкивается самость человека в процессе межличностного взаимодействия.