quote Посредством рефлексии и всего, что сопряжено с нею, в человеке из тех же самых
элементов наслаждения и страдания, которые общи ему и животному, развивается
такой подъем ощущения своего счастия и несчастия, который может повести
к моментальному, иногда даже смертельному восторгу или также
к отчаянному самоубийству
Артур Шопенгауэр

Зрелая самость: быть собой и быть с собой

Зрелой можно назвать самость, объекты которой находятся в гармонии и цельность внутренней структуры обеспечивается, осознается и рефлектируется ПОДЛИННЫМ Я, которое определяет направление движения по жизни и берет на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, принимая ВОЛЕВЫЕ РЕШЕНИЯ, а также позволяя человеку переживать и выражать свои подлинные чувства, осознавать свои истинные ПОТРЕБНОСТИ и ЖЕЛАНИЯ.

Если поначалу в самости образуются разрозненные объекты, отражающие ту или иную сторону реального внешнего объекта, то, по мере взросления человека, эти объекты интегрируются, создавая тем самым цельный внутренний объект, отражающий цельный реальный объект.

Если "плохие" внутренние объекты ПРОЕЦИРУЮТСЯ вовне, то реальность будет восприниматься как пугающая, отталкивающая и опасная. Разрозненные "хорошие" объекты, напротив, проецируясь в мир, способствуют позитивному и порой экзальтированному восприятию ВНЕШНЕЙ РЕАЛЬНОСТИ. Пока объекты существуют сами по себе, то и мир оказывается полосатым - то страшным, то чересчур идеализированным (см. ПРИМИТИВНАЯ ИДЕАЛИЗАЦИЯ И ОБЕСЦЕНИВАНИЕ и РАСЩЕПЛЕНИЕ). Зрелая самость способствует гармоничному, приближенному к объективности восприятию ВНЕШНЕЙ РЕАЛЬНОСТИ. Цельный хороший врутренний объект оказывается опорой в продвижении человека по бездорожью бытия, в познании мира и самого себя.

"Зрелость означает, что у индивида при условии надлежащей заботы о нем со стороны матери появляется вера в благожелательное внешнее окружение, - заявляет Доналд Винникотт, - Эта вера возникает благодаря повторяющемуся удовлетворению инстинктов". Иными словами, хорошее внешнее окружение способствует формированию уверенного стиля поведения (мы рассматривали это в главе, посвященной ПРИВЯЗАННОСТИ), что способствует смелому исследованию реальности, проявлению своих эмоций и следованию импульсам своего БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. Именно такое уверенное поведение способствует тому, что именно ПОДЛИННОЕ Я получает приоритет внутри самости.

Более того, человек со зрелой самостью в состоянии уверенно встречается и с самим собой, переносить импульсы своего бессознательного и внутренние "голоса" - голоса составляющих своей самости (ДИАЛОГИЗИРУЮЩАЯ САМОСТЬ). Такой человек в состоянии открыто и честно воспринимать и свои подлинные ПОТРЕБНОСТИ, и видеть свою ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, и осознавать свою ВИНУ. Иными словами, он в состоянии видеть себя не всегда в лицеприятном виде, будучи при этом готовым на то, чтобы признавать свои ошибки и делать шаги к их исправлению. И еще важная способность - не поддаваться требованиям и обидам своего ИДЕАЛЬНОГО Я.

Человек, который в состоянии встречаться с самим собой, по сути, СПОСОБЕН К ОДИНОЧЕСТВУ, то есть к тому, чтобы не только осознавать свою непреодолимую отделенность от мира и других, но и использовать эту данность для дальнейшего роста, для реализации своего ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ и СТАНОВЛЕНИЯ.