quote Быть собой не значит быть злым или неконтролируемым... Люди, которые
находятся в подлинном контакте с жизненными проблемами, хотят учиться,
хотят расти, хотят открывать, надеются научиться, желают создавать
Карл Роджерс

Становление собой в процессе бытия

„ЭГО является отражением внешнего мира;
чувство бытия, напротив, коренится в жизненном опыте человека“.
Ролло Мэй

"Мы не жалуемся на воду за то, что она мокрая,
и на скалы – за то, что они твердые...
Как ребенок смотрит на мир без критики
широко раскрытыми и невинными глазами,
просто отмечая и наблюдая, каково положение дел,
не возражая и не требуя, чтобы оно было иным,
так и самоактуализирующийся человек
смотрит на природу человека в себе и других"
Абрахам Маслоу

"Быть или не быть" – это выбор, который человек делает раз и навсегда,
когда он рассматривает возможность самоубийства...
Это, в какой-то степени, тот же выбор,
который ему приходится делать каждое мгновение“
Ролло Мэй

Жизни присуща текучесть, ибо бытие – это поток перемен. Большинству людей свойственно, однако, придавать жизни оттенок стабильности. Подгонка своего опыта под уже сложившиеся представления, которые, по существу, являют собой защитный панцирь личности, неминуемо искажает восприятие реальности. Несоответствие опыта ожиданиям приводит к разочарованийям. Жизнь кажется таким людям неуправляемой.

У человека, открытого опыту, «Я» и личность возникают из этого опыта. Таким образом, человек осознаёт, что он не может осуществлять контроль над опытом своего бытия, а должен стать участником этого опыта и (по возможности) как можно более полноценным наблюдателем „протекающих процессов организмического опыта“ (Роджерс).

В результате „Я“ человека будет постоянно изменяться в соответствии с тем опытом, который человек получает, проживая своё бытие. Иными словами, вместо попыток обмана себя и искажения действительности (например, в угоду своему идеальному Я, поскольку реальность ему не соответствует), личность будет максимально адаптироваться к реальности, как это, собственно, и должно быть (и как это и происходит со всеми живыми существами).

Открытость опыту делает каждый момент жизни человека новым и неповторимым. Ведь, как подчеркивает Роджерс, „сложное сочетание внутренних и внешних стимулов, существующее именно в этот момент, никогда не существовало ранее в такой форме“.

Самоактуализация должна рассматриваться только бытийно (с позиции текущего момента, с точки отсчета „здесь и сейчас“) в контексте переживаемого опыта, когда человек осознаёт и адекватно и реалистично реагирует на вызовы, которые бросает ему действительность. Иными словами, в каждой конкретной ситуации, с которой человек сталкивается в своём бытии, от него требуется принятие сознательного и ответственного, определенного им самим решения. В результате совершаемых выборов человек движется либо в направлении самоактуализации и развития своей самости, либо в сторону покоя и безопасности. В последнем случае человек жертвует своей самостью, что рано или поздно (но неизбежно) приведет к различным расстройствам, обусловленным, как мы уже говорили, возникновением чувства „экзистенциальной вины“ за предательство самого себя и непроживание своей жизни.

Столкновение с бытием, конечно, лишает человека уверенности и защищенности. Непредсказуемость будущего может быть чревато столкновением с трудностями, даже с опасностями. Однако, как писал Бердяев, „опасность совсем не плохая вещь, человек должен проходить через опасности”.

Согласно Карлу Роджерсу, жизнь человека лишь тогда будет хорошей, если она от стремления к защищенности и безопасности превратится в „процесс движения по пути, выбранному человеческим организмом, когда он внутренне свободен развиваться в любом направлении“. При этом свобода достижима, если жизненное начало человека не ограничено защитами, не зажато страхами, не занято поисками путей бегства от реальности.

Маслоу считает зрелостью уход от потребности в ликвидации дефицитов и определяет самоактуализацию как самовыражение и состояние Бытия, которое, „в отличие от жгучего стремления, можно считать синонимом обретения собственного Я, обретения "подлинности", полноценности, превращения в "личность"“.

Ниже мы рассмотрим различные бытийные аспекты становления.

.
Изобразительный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?

Литературный креатив

Создай себя!