quote Тревога представляет реалии свободы как сочетание потенциальных
возможностей до того, как эта свобода будет материализована
Серен Кьеркегор

Разум и агрессия

Если человек опирается на свой интеллект только как на орудие захвата выгодных позиций в своем мире, как на средство подавления более слабых своих сородичей, то он предает тем самым свою человеческую миссию – становиться совершеннее и, если хотите, - становиться подобием Бога. Ведь, как утверждают мудрецы Торы, человек был создан бо образу Бога. Бог же хотел сотдать человека по своему образу и подобию. Таким образом, задачы человека и человечества – совершенствовать свою человеческую сущность, становиться Человеком.

Голлый интеллект не в состоянии сделать человека человеком. Напротив, самые бесчеловечные поступки совершались с холодным разумом и изощренной выдумкой, замешанные на оторванном от сердца интеллекте.

Всем известна история о том, как первие люди сорволи и отпробовали плод с Древа Познания. После этого для их разума не осталось, по сути, ничего невозможного. Они стали разумом, как Бог. Однако они не обрели еще многих качеств, которые делают человека Божиим подобием. То есть они могли бы стать угрозой всему Небесному Царству. Поэтому Адам и Ева были изгнаны из Рая, а на воротах была выставлена стража.

С тех пор человек, обладающий, можно сказать, безграничными интеллектуальными способностями, должен пройти трудный путь, чтобы от холодного или горячего, но цасто разрушительного разума прийти к мудрости.

Я приведу здесь цитату из книги Конрада Лоренца „Про агрессию“:

"В символе Древа Познания заключена глубокая истина. Знание, выросшее из абстрактного мышления, изгнало человека из рая, в котором он, бездумно  следуя своим инстинктам, мог делать все, чего ему хотелось. Происходящее из этого мышления вопрошающее экспериментирование с окружающим  миром подарило человеку его первые орудия: огонь и камень, зажатый в руке. И он сразу же употребил их для того, чтобы убивать и жарить своих собратьев. Это доказывают находки на стоянках синантропа: возле самых первых следов использования огня лежат раздробленные и отчетливо обожженные человеческие  кости.

Абстрактное мышление дало человеку господство над всем вневидовым окружением и тем самым спустило с цепи внутривидовой отбор; а мы уже знаем, к чему это обычно приводит.  В "послужной  список" такого отбора нужно, наверно, занести и ту гипертрофированную агрессивность, от которой мы страдаем и сегодня. Дав человеку словесный язык, абстрактное  мышление одарило его возможностью передачи над-индивидуального опыта, возможностью культурного развития; но это повлекло за собой настолько резкие изменения в условиях его жизни, что приспособительная способность его инстинктов потерпела крах.

Можно подумать, что каждый дар, достающийся человеку от его мышления, в принципе должен быть оплачен какой-то опасной  бедой, которая неизбежно идет следом.

На наше счастье, это не так, потому что из абстрактного мышления вырастает и та разумная  ответственность человека, на которой только и основана надежда управиться с постоянно растущими опасностями".

Человеком человека может сделать только ответственность и любовь к ближнему, если они с помощью интеллекта будут поставлены на службу становления человека. И именно с помощью своего интеллекта человек может сделать свободный и ответственный выбор в пользу Любви и Ответственности. В этом и проявляется, пожалуй, одна из сторон бытийной мудрости.