quote Стремление к обладанию чем-либо связанo с иллюзией постоянства (и неразрушимости
материи). И хотя мне кажется, что я обладаю всем, на самом деле я не обладаю ничем,
так как мое обладание, владение объектом и власть над ним - всего лишь
преходящий миг в процессе жизни
Эрих Фромм

Сдерживание агрессии

"Естественные наклонности человека не так уж и дурны.
От рождения человек вовсе не так уж плох,
он только недостаточно хорош
для требований жизни современного общества"
Конрад Лоренц

Сегодняшний цивилизованный человек страдает от недостаточной разрядки инстинктивных агрессивных побуждений. Постоянные стресс и тревога усиливают агрессивные импульсы, а скученность и невозможность разрядиться только усиливают внутреннюю агрессию.

Конрад Лоренц считает, что "пагубные проявления человеческого агрессивного инстинкта основаны просто-напросто на том, что внутривидовой отбор в далекой древности снабдил человека определенной мерой агрессивности, для которой он не находит адекватного выхода при современной организации общества". Кроме того, человек (в отличие от хищников) лишен инстинктивных сдерживающих механизмов против агрессивного поведения.

В подобных обстоятельствах отсутствия естественных механизмов сдерживания агрессивность может приводить к катастрофическим последствиям. Особенно "возбуждает" агрессора беззащитность жертвы. Конрад Лоренц отмечает, что в неестественных условиях неволи, где побежденный не может спастись бегством, постоянно происходит одно и то же: победитель старательно добивает его - медленно и ужасно. В своей книге "Кольцо царя  Соломона"  Конрад Лоренц описал, как горлица - символ  всего самого мирного, - не имеющая этих запретов, может замучить до смерти своего собрата. Так происходит нередко и с людьми, которые обладают врожденной агрессией, но не имеют достаточных сдерживающих механизмов.

Все тяжеловооруженные хищники обладают высокоразвитыми механизмами торможения (Конрад Лоренц назвал эти механизмы "моралеподобным поведением"), которые препятствуют самоуничтожению вида. Животным же, которые не обладают такой врожденной способностью к убийству и такими орудиями убийства, которые имеются у хищников, подобные высокоразвитые инстинктивные механизмы торможения убийства сородича были попросту не нужны. К таким животным относится и человек на своих ранних ступенях эволюции. Как пишет Конрад Лоренц, внезапное убийство сородича было просто технически невозможно - до тех пор, пока человек не научился использовать, создавать и изобретать орудия труда и убийства.

Так, по мере совершенствования своего интеллекта и овладения все новыми техническими возможностями (в частности, новыми, все более совершенными оружиями убийства), человек получил в свои руки почти ничем не сдерживаемый потенциал уничтожения себе подобных. "Со времени открытия камня возросла легкость убийства,  а главное - утонченная техника убийства привела к тому, что последствия  деяния уже не тревожат того, кто его совершил", - пишет Конрад Лоренц.

Но людям не надо было даже дожидаться создания ядерного оружия, человечество могло бы уничтожить бы себя уже с помощью самых первых своих великих открытий. Однако дар к открытиям и изобретениям сочетается у человека с даром ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Как утверждает Конрад Лоренц, оба эти дара "в равной степени являются плодами одной и той же сугубо человеческой способности, способности задавать вопросы... Человек не погиб в результате своих собственных открытий - по крайней мере до сих пор - только потому, что он способен поставить перед собой вопрос о последствиях своих поступков - и ответить на  него".

Хотя  этот уникальный дар и не может принести человечеству никаких гарантий против самоуничтожения, но все же человеческая мораль, ответственность и вытекающие из них запреты убийства и требования СПРАВЕДЛИВОСТИ вселяют надежду на то, что человечество будет достаточно благоразумным и не истребит само себя. Ведь первая функция, которую выполняла ответственная мораль в истории человечества,  состояла именно в том, чтобы восстановить утраченное равновесие между вооруженностью и врожденным запретом убийства. На основе этой первой морали выстроены все современные морально-этические требования к человеку: быть, оставаться и становиться Человеком.