quote Мы живём, ожидая, что когда-то наступит жизнь, а потом оказывается,
что мы не ждали – а жили…
Сахновский, "Насусшные нужды умерших"

Обуздание агрессии в обществе

"Первое и самое очевидное правило
высказано уже в требовании "ПОЗНАЙ СЕБЯ" –
это требование углубить понимание
причин нашего собственного поведения"
Конрад Лоренц

ТРЕВОГА И АГРЕССИЯ идут рука об руку. Они - родные сестры, дочери нашей человеческой природы, нашего стремления к выживанию.

Для решения проблемы тревоги, как мы уже говорили, никогда не подойдет решение проблемы "в лоб". То есть тревогу нельзя ни предотвратить, ни обуздать. По словам Конрада Лоренца, подобные стратегии не подходят и для "борьбы" с агрессией:

"Два "простейших" способа управляться с агрессией оказываются совершенно безнадежными.

Во-первых, ее нельзя исключить, избавляя людей от раздражающих ситуаций;
Во-вторых, с ней нельзя совладать, навесив на нее морально-мотивированный запрет.

Обе эти стратегии так же хороши, как затяжка предохранительного клапана для борьбы с избыточным давлением пара на постоянно подогреваемом котле".


Одной из "классических" защит от тревоги является переориентирование аффекта или действия на объект, от которого не ожидается опасной реакции на действие, осуществленное в его отношении (ФОРМИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ). „Большинство известных случаев переориентированного действия относится к агрессивному поведению, которое провоцируется каким-то объектом, одновременно вызывающим страх, - отмечает Конрад Лоренц, - Особенно отчетливо проявляется механизм такого поведения в тех случаях, когда животное нападает на предмет своей ярости с некоторого расстояния; затем, приблизившись, замечает, насколько тот страшен; и тогда - поскольку оно не  может затормозить уже заведенную машину нападения - изливает свою ярость на  какое-нибудь безобидное существо, случайно оказавшееся рядом“.

Переориентирование агрессии на „безопасный“ объект - это самый простой и самый надежный способ обезвредить ее. "Агрессия довольствуется эрзац-объектами легче, чем большинство других инстинктов, и находит в них полное удовлетворение", - пишет Конрад Лоренц.

Другой распространенной защитой как от тревоги, так и от агрессивности является сублимация. А именно переплавление энергии, разрывающей человека изнутри (энергии ярости, гнева, агрессии, тревоги) в творчество и в разумные дела. Тем самым не только уменьшаются агрессивность или тревожность, но создается нечто новое. Человек СВОБОДНО ВЫБИРАЕТ между агрессией или тревогой и ДЕЛОМ и творчеством. Как остроумно замечает Конрад Лоренц, "есть существенная разница между человеком, который бьет кулаком по столу вместо физиономии собеседника, - и другим, который гнев, не израсходованный на своего начальника, переплавляет в воодушевляющие боевые статьи, призывающие к благороднейшим целям".

Конрад Лоренц подчеркивает особую роль спорта в „сублимации“ агрессивности:

„Особой ритуализованной формой борьбы, развившейся  в культурной жизни людей, является  спорт. Как и филогенетически возникшие турнирные бои [между представителями одного вида животных], он предотвращает социально вредные проявления агрессии и одновременно поддерживает в состоянии готовности ее функцию сохранения вида. Однако, кроме того, эта культурно-ритуализованная форма борьбы выполняет  задачу, важность которой не с чем сравнить: она учит людей сознательному контролю, ответственной власти над своими инстинктивными боевыми реакциями. Рыцарственность спорта, которая сохраняется даже при сильных раздражениях, вызывающих агрессию, является важным культурным достижением человечества.

Конрад Лоренц приводит далее свои соображения о том, какием образом человечество могло бы способствовать снижению уровня агрессивности и ненависти.


РАЗУМНОЕ И КРИТИЧЕСКОЕ ОВЛАДЕНИЕ РЕАКЦИЕЙ ВООДУШЕВЛЕНИЯ

Чтобы предотвратить пагубные проявления одного из благороднейших человеческих инстинктов, необходимо этом опираться на три независимых друг от друга переменных фактора, которые присутствуют в ситуации, вызывающей ВООДУШЕВЛЕНИЕ. „И здесь нам незачем стесняться использовать опыт традиционной  демагогии; то, что служило военному психозу, мы обратим на дело добра и мира“, - пишет Лоренц.


Первый - нечто, в чем видят ценность и что надо защищать.


РАЗДЕЛЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Только ценности делают человека  человеком. Спасение могут принести ценности, которые окажутся далекими от борьбы и от политики как небо от земли. Исполненное любви отношение к человеческим ценностям невозможно без обучения и воспитания в школе и в родительском доме. При этом не необходимо, может быть даже и нежелательно, чтобы люди разных обществ, наций и партий воспитывались в стремлении к одним и тем же идеалам. Ведь даже незначительное совпадение взглядов на то, что именно является вдохновляющими ценностями, достойными защиты, может уменьшить национальную вражду и принести согласие.


Второй фактор реакции воодушевления - враг, который этой ценности угрожает.


ИЗБЕГАТЬ ПЕРСОНИФИКАЦИЮ ЗЛА

Конрад Лоренц предупреждает, что если мы хотим способствовать снижению агрессивности, то какая бы то ни было персонификация зла недопустима: „однако и без персонификации зла воодушевление, объединяющее отдельные группы, может повести к вражде между ними - в том случае, если каждая из них выступает за свой, четко очерченный идеал и только с ним себя идентифицирует. Национальные идентификации  очень опасны именно потому, что имеют такие четкие  границы“.

Если человеку знакомо множество ценностей и, воодушевляясь ими, он чувствует себя заодно со всеми людьми, которых так же, как и его, воодушевляет музыка, поэзия, красота природы, наука и многое другое, - он может реагировать незаторможенной боевой реакцией только на тех, кто не принимает участия ни в одной из этих групп. Значит, нужно увеличивать количество таких возможностей идентификации, а для этого есть только один путь - улучшение общего образования молодежи, считает Конрад Лоренц.

Третий фактор реакции воодушевления - среда сообщников, с которой человек чувствует себя заодно, когда поднимается на защиту угрожаемой ценности. Для этого необходимо способствовать увеличению числа людей, разделяющих общечеловеческие ценности и отвергающие ценности групповые, узкопартийные, по сути служащие разделению людей и удержанию их в постоянной боеготовности. Первым шагом к этому является личное знакомство представителей разных групп и народов.


ЛИЧНОЕ ЗНАКОМСТВО ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ГРУПП И НАРОДОВ

Конрад Лоренц пишет следующее:

„Анонимность значительно облегчает прорывы агрессивности. Наивный человек испытывает чрезвычайно пылкие чувства злобы и ярости по отношению к "этим Иванам", "этим  фрицам", "этим  жидам", "этим  макаронникам"...  -  т.е. к соседним народам, клички которых по возможности комбинируются с приставкой „гады –„ . Такой человек может бушевать против них у себя за столом, но ему и в голову не придет даже простая  невежливость, если он оказывается лицом к лицу с представителем ненавистной национальности.

Мы должны делать все, чтобы содействовать индивидуальной  дружбе.  Ни один человек не  может ненавидеть народ, среди которого у него есть друзья. Личное знакомство между людьми разных наций и партий - это не только предпосылка сложных механизмов, тормозящих агрессию; оно уже само по себе способствует притуплению агрессивных побуждений и объединяет людей тем, что они (в остальном имеющие очень мало общего) могут воодушевляться одним и тем же идеалом“.