quote Человек не обладает сущностной природой: он обладает лишь возможностью
сделать из себя то, что захочет. Человек сам создает то, что он есть
Пауль Тиллих

Многогранность смысла

"Никто не может похвастаться обладанием истинным,
абсолютным смыслом жизни"
Альфред Адлер

"Ставить вопрос о смысле в общем виде —
все равно, что спрашивать у чемпиона мира по шахматам:
"Скажите, маэстро, какой ход самый лучший?""
Виктор Франкл

Ориентация человека исключительно на универсальные смыслы является достаточно распространенной ошибкой: человеку хочется одним махом (а лучше и без особых усилий) обрести прочные обоснования для переживания осмысленности своей жизни.

По словам М.Чиксентмихали, особенно наивно ожидать открытия единого всеохватывающего смысла, в рамках которого любая прошлая, настоящая и будущая активность человека также приобретает свой смысл, если под смыслом человек понимает "глобальную, общую для всех цель".

Итак, попытка человека найти единый, универсальный смысл неизбежно натыкается на провал. Но происходит это не потому, что не существует глобального смысла бытия, но оттого, что смысл - многослойное и многогранное понятие, а на уровне отдельно взятой человеческой личности, проживающей свое бытие, смысл является столь же уникальным и неповторимым, как и сама личность, как и само неповторимое мгновение.

Поэтому, даже если человек не нашел некий глобальный смысл, это не значит, что жизни его не может быть придан смысл. Для этого, как указывает Виктор Франкл, следует вернуться из "космоса" и "вечности" в "здесь и сейчас" (ФОКУС БЫТИЯ) и не ставить не вопрос о смысле жизни вообще, а стараться увидеть конкретный смысл жизни данной личности в данный момент. При этом не стоит забывать как о том, что любая ситуация несет в себе свой смысл, который будет разным для разных людей. так и о том, что смысл ситуации для данного человека будет меняться по мере смены ситуации.

С другой перспективы смотрят на это Ройс и Пауэлл, утверждающие, что смысл есть продукт активного смыслотворчества самого человека: «Личностный смысл не есть нечто существующее во внешнем мире или противостоящее индивидам извне и диктующее, какой шаг им предпринять. Это вИдение, которое каждый из нас должен создавать для себя заново». Свой личностный смысл, смысловую картину мира, наряду с образом своего "Я" и собственным жизненным стилем, человек формирует, отвечая на следующие вопросы:

1) в каком мире я живу?
2) как я могу прожить свою жизнь, чтобы наилучшим образом удовлетворить мои потребности и ценности?
3) кто я?

Смыслов жизни, как отмечает Адлер, столько же, сколько людей, и ни один смысл жизни, сколько-нибудь выполняющий свою интегрирующую функцию, не может быть назван ложным.

Карл-Густав Юнг полагал, что смысл нельзя вывести из природных, естественных условий существо¬вания человека, из необходимости добывать свой хлеб насущный, кормить семью и воспитывать детей. Смысл жизни связан лишь с постановкой духовных или культурных целей, стремление к которым является необходимым условием душевного здоровья.

Другое мнение у Альфреда Адлера, который приводит три важнейшие проблемы человека, вытекающие из его объективной ситуации:


проблема труда и профессионального самоопределения, порожденная фактом жизни человека на Земле в конкретных условиях существования;

проблема межличностных отношений, кооперации и дружбы, порожденная фактом жизни человека в обществе;

проблема отношений между представителями разных полов, проблема любви и брака, порожденная фактом существования двух полов.


Эти проблемы предложены человеку как некие задачи, которые должны быть человеком правильно решены, что откроет ему смысл его жизни, заключенный в этих данностях и их связях и отношениях.

Так получается, что если человеку не дано раскрыть истинный глобальный смысл, то его уникальный ситуативный смысл точно можно считать истинным? Однако Г.Менцель, показав множественность смыслов одного и того же действия или ситуации даже для самого субъекта, сделал вывод о том, что бессмысленно искать «истинный» смысл действия.

Смыслы, как указывает Пфердефройнд, могут изменяться во времени. Имевшие место события могут позже подвергаться переоценке и новой интерпретации. Причина тому - новый опыт и новые взгляды человека, меняющиеся способности его к восприятию и анализу ситуаций, иные контексты и новые смыслы.


ХХХ


Д. А. Леонтьев, проанализировавший работы видных психологов и философов, занимавшихся проблемой смысла, выделил две наиболее общих характеристики смысла:

КОНТЕКСТУАЛЬНОСТЬ СМЫСЛА: смысл чего-либо определяется всегда через отнесение к более широкому контексту. И чем сложнее контексты той или иной ситуации, тем сложнее и ее смысл. Карл Ясперс считает, что и смысл жизни «определяется тем, как мы опреде¬ляем свое место в рамках целого».

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ СМЫСЛА: смысл чего-либо указывает на его предназначение в свете целевых установок человека.

Опираясь на эти две характеристики, Д. А. Леонтьев предлагает такое определение смысла:

СМЫСЛ ЧЕГО-ЛИБО ЕСТЬ ЕГО МЕСТО И РОЛЬ (НАЗНАЧЕНИЕ)

В БОЛЕЕ ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ.

Иными словами, утвеждает Леонтьев, смысл порождается реальными отношениями, связывающими человека с объективной действительностью.

Э.Вайскопф-Джолсон указывает на три основные области смысла:

смысл как интеграция личной и социальной действительности,

смысл как объяснение или интерпретация жизни

смысл как жизненная цель или задача.


ХХХ


Ну ладно... Если само понятие смысла столь многогранно и не сводимо к чему-тп единому, то, может быть, имеются некие понятные и единые психологические структуры, которые могут распознавать и осуществлять смыслы? Где же в психике находится "смысловой аппарат" человека? Но и здесь нас ждет "разочарование". Д.А. Леонтьев подчеркивает, что "за понятием смысла скрывается не конкретная психологическая структура, допускающая однозначную трактовку или определение, а сложная и многогранная смысловая реальность, принимающая различные формы и различно проявляющая себя психологически".

Он пишет далее, что психологические феномены, отражающие смысл («значащие переживания»), порождаются не неким заданным смыслом, а именно значимостью для человека объектов, явлений и состояний, и „определяются объективным местом и ролью этих объектов, явлений и состояний в жизнедеятельности данного конкретного человека“.

Д.А.Леонтьев указывает, что смыслообразование проходит в двух плоскостях:

„Плоскость объективных отношений между субъектом и миром. в этой плоскости объекты, явления и события действительности, входящие в жизненный МИР ЧЕЛОВЕКА, в том чис¬ле его собственные действия, обладают для него ЖИЗНЕННЫМ СМЫСЛОМ в силу того, что они объективно небезразличны для его жизни, сказываются на ее протекании.

Вторая плоскость — это образ мира в сознании субъекта, одним из компонентов которого является ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ. Личностный смысл является формой познания субъектом его жизненных смыслов“.

Ссылаясь на Б.С.Братусь, Леонтьев выделяет в смысловой сфере личности ряд качественно своеобразных уровней:


Низший, нулевой уровень — это прагматические, ситуационные смыслы, определяемые предметной логикой достижения цели в данных конкретных условиях.

Следующий, первый уровень — эгоцентрический, определяемый личной выгодой, удобством, престижностью и т.п.

Второй уровень — группоцентрический; на нем смысловое отношение к действительности определяется референтной малой группой, близким окружением человека.

Третий уровень — просоциальный; он включает в себя общественную и общечеловеческую, то есть собственно нравственную смысловую ориентацию…

Позже к этим уровням был добавлен еще один — уровень, на котором смысловое отношение вытекает из ощущения связи с Богом“.

По словам Б.С. Братусь, на этом высшем уровне „определяются субъективные отношения человека с беспредельным, устанавливается его личная религия, т.е. отношение к конечным вопросам и смыслам жизни. Эта личная религия может быть даже атеистической, исключающей Бога, но она всегда продукт некой веры, поскольку основания смыслов здесь уже не подлежат проверке“.


ХХХ


Итак, мы увидели, что в вопросах смысла можно выстраивать классификации по различным признакам. По отношению к самому человеку смысл может варьироваться от личностного до глобального (вселенского) и от ситуативного до смысла всей жизни. В свою очередь, личный смысл человека также неоднозначен и многогранен, поскольку он выражает себя в различных аспектах и проявляется по-разному в различных обстоятельствах.

Ниже мы рассмотри важнейшие аспекты человеческого смысла. Здесь же я хочу сослаться на очень интересную работу Д. А. Леонтьева, знакомство с которой помогло мне в значительной мере не только содержательно, но и струтурно оформить этот раздел:

Д.А.Леонтьев, "Психология смысла (природа, строение и динамика смысловой реальности)", Москва, Смысл, 2003