quote Посредством рефлексии и всего, что сопряжено с нею, в человеке из тех же самых
элементов наслаждения и страдания, которые общи ему и животному, развивается
такой подъем ощущения своего счастия и несчастия, который может повести
к моментальному, иногда даже смертельному восторгу или также
к отчаянному самоубийству
Артур Шопенгауэр

Смысл как контекст

„Смыслы организуются в тексты…“
В.В.Налимов

„Информация приобретает смысл
лишь в отношении к некоторому более широкому
информационному контексту“
Петерфройнд

Как мы узнали из предыдущей главы, смысл потому диалогичен, что он представляет собой некое сообщение, передаваемое от одного человека другому. Сообщения личностных смыслов не являются чем-то изолированным, а входят в систему других сообщений, переплетаясь с ними, выстраивая сложные цепочки связей. Так формируется бесконечная книга смыслов, в текстах которой находится и место для наших смыслов различных уровней (от смыслов единичных действий и ситуаций до смысла жизни).

В результате, как пишут Ройс и Пауэлл, „жизнь воспринимается нами не только в свете повседневных активностей и не только в свете глобального смысла всей жизни, но и в свете еще более глобального смысла существования человечества“. Воспринимая в глобальном смысловом контексте часть общего также обретает свой собственный смысл.

Адлер утверждает, что смысл жизни первичен по отношению к смыслам отдельных действий. А В.Дилтей отмечает, что переживание человеком своей жизни в его целостности, является смыслообразующим началом:

«Моя актуальная концепция жизни определяет, как я вижу сегодня каждую значимую ее часть. Через нее эта часть соотносится с другими значимыми частями; она принадлежит к определенному контексту, обусловленному отношением между значимыми моментами жизни и моей нынешней интерпретацией их. Эти смысловые соотношения конституируют мой актуальный опыт и пронизывают его».

Мерло-Понти считает, что „события обладают смыслом, когда они представляются нам как реализация или выражение какого-то единого замысла“. То есть должен быть некий надындивидуальный сверхсмысл, который, согласно Шпрангеру, существует в сфере духа, развиваясь по историческим законам. Его, конечно, невозможно вскрыть с помощью лобовой атаки. Человек просто не в состоянии охватить бытие в целом, познать его сверхсмысл. И Виктор Франкл призывает человека примириться именно с этим фактом, а не с абсурдностью и бессмысленностью своего собственного бытия.

Но все же человек способен раскрывать доступными ему способами доступные ему смыслы, составляющие ткань смысла глобального, находящего, как отмечает Шпрангер, свое выражение в языке, произведениях искусства, технических сооружениях. Тем самым надличностный смысл может быть воспринят людьми.

Шпрангер пишет: „Тот поиск смыслов, который ведет личность, приводит ее к соприкосновению с предельной реальностью Мира. В качестве смыслосозидающей и смыслопереживающей индивидуальная душа переходит отсюда в надындивидуальный дух“.

Не будучи в состоянии охватить надличный смысл, человеку не стоит опускать руки. «История, в которой осуществляется сверхсмысл, происходит либо через посредство моих действий, либо наперекор моему бездействию», - пишет Виктор Франкл. Поэтому человек в состоянии внести своими поступками достойную лепту и в свою судьбу, и в смысл глобальной истории. Человек, раскрывая смыслы Мира, с одной стороны раскрывает и расширяет свои личностные смыслы, с другой же, восходит к предельным смыслам, выходя за границы собственной личности (см. ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ).

Шоттер связывает смысл человеческого действия с его ролью в реализации общекультурных целей. Он утверждает, что смысл действиям человека придает их включенность в некую более широкую схему вещей. «Для того, чтобы понять "смысл" чьих-то действий (почему он сделал то, что он сделал), необходимо составить представление о его актуальных взглядах на мир и на текущую ситуацию, а также о моральных и социальных правилах, регулирующих его поведение», - пишет Шоттер.


ХХХ


О том влиянии, которое оказывает на смысловую сферу человека его включенность в общий смысловой контекст Д. А. Леонтьев, цитируя М.Чиксентмихали, пишет следующее:

„…смыслообразование с внесением порядка в содержания сознания через интеграцию своих действий в единое переживание потока может быть достигнуто тремя путями.

Первый — наличие цели. Все культуры содержат в себе системы смыслов, которые могут служить целевыми ориентирами, на которые человек направляет свои текущие цели.

Второй — воплощение цели в действиях. Любая цель влечет за собой ряд последствий, и если человек не готов иметь с ними дело, цель лишается смысла.

И третий, являющийся результатом первых двух, — внесение гармонии в сознание: «Тот, кто находится в гармонии, неважно, что он делает, неважно, что с ним происходит, знает, что его психическая энергия не растрачивается на сомнения, сожаления, вину и страх, но всегда применяется с пользой. Внутреннее согласие в конечном счете приводит к той внутренней силе и спокойствию, которое восхищает нас в людях, пришедших, по-видимому, к согласию с самими собой».


ХХХ


Надеюсь, мне удалось показать в этом обзоре, что обретение личностных смыслов зависит от того смыслового контекста, в котором протекает бытие человека. В процессе взаимодействия человека с его миром, человеку раскрываются общие смыслы, и он обретает осмысленность своих поступков и всей своей жизни.

Однако существует и обратное. „Смысл любого действия может быть всегда изменен последующим включением этого действия в новый, более общий акт», - заявляет Гинсбург, То, что было значимо, может стать неважным. А то, на что не обращали внимание, вдруг займет свое место на пьедестале. Так, исходя из новых контекстов, происходит переосмысление своего прошлого, своих имевших когда-то место поступков. Так происходит переоценка ценностей.