quote Мы никогда не являемся просто пассивными жертвами автоматического
воздействия прошлого. Значимость детерминистических событий
прошлого определяется настоящим и будущим
Ролло Мэй

Смысл как свобода и ответственность

Когда мы говорили о СУДЬБЕ и о СВОБОДЕ, мы отмечали, что жизнь человека протекает в определенных границах, которые ставят ему как объективные (внешние) обстоятельства, так и его собственные внутренние обстоятельства, отражающие, в частности, черты характера, задатки, сиюминутное настроение, импульсы, влечения и состояние здоровья. То есть, поведение человека, казалось бы детерминировано всевозможными обстоятельствами как некой не зависящей от него необходимостью. Однако, как утверждает Франкл, «необходимость и свобода локализованы не на одном уровне; свобода возвышается, надстроена над любой необходимостью».

Человек, по мнению Франкла, свободен по отношению к своим влечениям, к наследственности и к факторам и обстоятельствам внешней среды.

Свобода по отношению к наследственности проявляется в отношении к ней как к сырому материалу, дающему человеку возможность строить из него то, что ему необходимо. Свобода по отношению к влечениям проявляется в возможности сказать им «нет», принять или отвергнуть их. В случае влияния какой-то насущной потребности, человек свободен позволить ей определять свое поведение или же не позволить этого. В любом случае, решение человека будет наполнено смыслом, если оно принято свободно и ответственно.

Внешние обстоятельства могут "заставлять" человека поступать так или иначе. Однако свобода и опора на ценности позволяет человеку совершить осмысленный выбор - и поддаться обстоятельствам или поступить им вопреки. Даже то, что человек не может изменить, не делает его менее свободным. Ведь, согласно Виктору Франклу, никакие обстоятельства не могут запретить человеку занять определенную позицию в отношение своей ситуации. В этой свободно выбранной человеком позиции и заключается смысл для него подобной ситуации. Именно поведение, опирающееся на ценности и смыслы, делает человека по-настоящему свободным.

Однако (как это ни парадоксально) человеческое поведение может быть детерминировано также и ценностями или моральными нормами. С одной стороны, человек как бы связан внутренними обязательствами в отношение этих норм и ценностей. Но именно смысл свободного выбора делает человека хозяином своей судьбы. Ведь одно дело, когда некие нормы (как какая-то внешняя сила, не зависящая от человека) диктуют человеку, как и что ему делать. Но совсем другое - когда человек активно и свободно принимает эти нормы и ценности и на их основе решает, какой поступок совершить ему в данной ситуации.

Итак, Франкл утверждает, что "человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами".

Однако найти и открыть смысл - это еще не все. Бьюдженталь утверждает, что на человеке лежит ответственность за создание осмысленности и осуществление смыслов своими собственными действиями. Согласно Шоттеру, зрелая личность обладает способностью действовать свободно и осмысленно, и не завися от других, которые, кстати, также признают осмысленность поступков этого человека. Человек ответствен, как заявляет Шоттер, за осмысленность  своего поведения.

Другой стороной осмысленной жизни Виктор Франкл называет взятие человеком ответственности за свою судьбы в свои руки. Для этого человек, принимая осмысленные решения, должен прислушиваться к своей совести, которую Франкл назвал "органом смысла". Смысл для человека, ответственного за свою судьбу, лежит в его свободе изменяться, СТАНОВИТЬСЯ другим. Ведь человек, по Виктору Франклу, это существо, которое постоянно решает, чем оно будет в следующий момент: «человек решает за себя; любое решение есть решение за себя, а решение за себя — всегда формирование себя». Человек — это не то, что он есть, а чем он становится.

Ответственность за собственное заключается в осуществлении человеком выбора между таящимися в мире и в нем самом возможностями в пользу тех, которые заслуживают реализации. Это, по сути, ответственность человека за правильное нахождение и реализацию им смысла своей жизни. По сути, это ответственность человека за свою жизнь, за то, чтобы быть собой.

Человек, таким образом, несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. С такой позиции, на которой стоит Франкл, становится понятным: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден.