quote Посредством рефлексии и всего, что сопряжено с нею, в человеке из тех же самых
элементов наслаждения и страдания, которые общи ему и животному, развивается
такой подъем ощущения своего счастия и несчастия, который может повести
к моментальному, иногда даже смертельному восторгу или также
к отчаянному самоубийству
Артур Шопенгауэр

Смысл как "отфильтрованная" квинтэссенция бытия

„...Ни один человек не может уйти от смыслов.
Мы воспринимаем действительность
всегда через призму смысла, который мы ей придаем»
Альфред Адлер

Итак, жизнь мы воспринимаем через призму смысла. В то же время, как отмечает Д.Магнуссон, "реальный мир, в котором мы испытываем ощущения, чувствуем, думаем и действуем, — это мир, который воспринят нами и наделен нами смыслом". Как же мы воспринимаем, находим и раскрываем смыслы бытия?

В.В.Налимов отмечает, что существует "универсальный всеобщий континуум смыслов". Каждые человек раскрывает для себя смыслы, "накладывая" на этот континуум некие "фильтры". В результате те или иные смыслы проявляются для человека, остальные же остаются для него несущественными или скрытыми. Такими фильтрами выступают, по мнению Налимова, научные, философские и религиозные концепции, языки, другие культурные образования.

Таким "фильтром" является и сама личность, которую Налимов определяет как "демиургическую носительницу смыслов". Личность выступает, по Налимову, как генератор и преобразователь смыслов. Она открыта миру и способна преобразовывать его своими действиями, порождаемыми новыми смыслами. Согласно В.В.Налимову, человек, открытый миру представляет собой «фабрику но переработке смысловых оценок».

Л.Нистедт указывает на то, что ситуация всегда структурируется и осмысляется человеком в зависимости от внешнего сиюминутного контекста и текущего состояния человека (включая его субъективные отношения к реальности), которые совместно влияют на селекцию входной информации. Д.Магнуссон называет такие более фундаментальные моменты, детерминирующие субъективный смысл ситуаций как опыт и историю жизни личности, знания, хранящиеся в его долговременной памяти.

Е.Ю.Артемьева отмечает, что смысл предмета для субъекта является следом деятельностной предыстории отношений между ними, который зафиксирован в отношении человека к предмету. Петерфройнд указывает на обусловленность личностных смыслов личным опытом человека, на их неотделимость от мотивов и зависимость от уровня развития и зрелости дичности, уровня интеллекта и эмоционального состояния человека.

Согласно "теории конструктов" Дж.Келли, смыслы, которые человек приписывает событиям, коренятся, в субъективной оценке человеком причин и следствий этих событий, в их временной динамике.

Д.А.Леонтьев, разбирая теорию Дж.Келли, отмечает, что объективная действительность существует и движется во времени, однако она открывает возможности для различных ее интерпретаций. Жизнь необходимо подразумевает способность отра¬жения живым существом окружающей действительности. У человека это отражение носит, согласно Келли, характер построения системы конструктов, через призму которых он воспринимает мир. Конструкты придают личностный смысл событиям, к которым они прикладываются, а также планам, воспоминаниям и высказываниям.

Система конструктов человека предоставляет ему свободу принятия решений именно благодаря тому, что позволяет ему иметь дело со смыслом событий, вместо того, чтобы быть меха¬нически вовлеченным в них. Осмысленность жизни Дж. Келли связывает со способностью видеть настоящее в прошлом и будущее в настоящем: «психологические процессы индивида направляются механизмами предвосхищения им событий».

Д.А.Леонтьев отмечает, что переживание личностного смысла значимых для человека объектов, явлений и событий, отражающихся в его сознании, нечинается через восприятие эмоциональной окраски образов этих объектов, явлений и событий. "Этим, однако, сознание лишь выделяет и подчеркивает то, что значимо для субъекта, и ставит перед ним задачу на смысл, на осознание того, какое конкретно место в его жизни занимают соответствующие объекты или события, с какими мотивами, потребностями и ценностями субъекта они связаны и как именно, - пишет Леонтьев, - Решение этой задачи требует специальной внутренней деятельности осмысления".