quote Человек постоянно стоит перед судом, судья на котором – он сам. Данная
ситуация вызывает тревогу (в относительных терминах тревогу вины,
в абсолютных – тревогу самоотвергания, самоосуждения),
которая выливается в отчаяние
Пауль Тиллих

Ценности "божественные", "земные" и "от лукавого"

Способ, которым человек совершает свой поступок (ВОЛЕВОЙ АКТ), зависит от НАМЕРЕНИЯ, а, в конечном счете, от выбора человеком базовых ЦЕННОСТЕЙ. Ведь именно эти ценности и служат стартовой площадкой для всех деяний человека, давая направление его поискам и поступкам. В принципе, стартовый выбор ограничивается двумя основопологающими группами ценностей.

Одна из них ставит во главу угла приоритет жизни, свободы и достоинства каждого человека, опираясь на ПРИНЦИПЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ. Я называю эту группу "божественными ценностями", так как основные заповеди как раз и определяют эти ценности. Можно сказать,что опора на эти ценности способствует выбору такого поведения, которое делает человека со-творцом, подобием Божиим, по сути, возводя его все выше к человеческому в человеке.

Следующая группа ценностей - "ценности земные". Они дарованы человеку самим фактом бытия. Проживая свое бытие, человек обнаруживает, раскрывает эти БЫТИЙНЫЕ ЦЕННОСТИ в своих переживаниях, в отношениях с другими людьми. Можно сказать, что эти ценности дополняют первую группу ценностей, не противореча ей. И вместе они составляют то, что носит название "общечеловеческие ценности".

И, наконец, последнюю группу ценностей я назвал "ценностями от лукавого". Они базируются на приоритете индивидуального, на неразвитости МОРАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ и незрелости СОВЕСТИ, что делает человека слабым перед лицом ИСКУШЕНИЯ. Если первая группа ценностей в человеке развита недостаточно или он ее сознательно игнорирует, то поступки человека все более регулируются его амбициями, ГОРДЫНЕЙ, стремлением удовлетворить любой ценой свои желания и потребности. ВОЛЯ его ставится, тем самым, на службу ЗЛУ, а не ДОБРУ.