quote Обретение чувства бытия v широком смысле – это отношение к себе
и своему миру, переживание своего бытия (включая ощущение себя
собой)… Сознавание собственного бытия происходит на уровне
понимания себя
Ролло Мэй

Вавилонская башня

Строительство вавилонской башни является, можно сказать, одним из первых РОМАНТИЧЕСКИХ предприятий человечества. Позвольте поделиться с вами моей несколько вольной трактовкой этой истории, разумеется сделанной с опорой на тексты Библии, Торы и комментарии мудрецов к Торе.

Согласно еврейской религиозной традиции, „Бог управляет этим миром и контролирует нравственность поведения людей тем, что либо дает им условия процветания, либо посылает им проблемы, которые рано или поздно заставят их спохватиться“ (цит. по З. Дашевский). Одним из страшных наказаний, посланных населяющим Землю народам, явился потоп.

К слову, основной грех поколения людей, на которое был наслан потоп, был разврат. Но это наказание не подлежало исполнению до тех пор, пока к разврату не добавился грабеж. То есть люди, погрязшие в свальном грехе, продолжают как бы любить друг друга. На это еще можно как-то "закрыть глаза". Но терпению Творца пришел конец, когда люди стали грабить друг друга (то есть, по сути, стали ненавидеть друг друга). За это людям была послана погибель.

Но интересно, что праведник Ной строил свой ковчег в течение примерно 100 лет и не скрывал от других, почему он это делает. То есть у остальных людей была возможность изменить свое поведение, чтобы также рассчитывать на спасение. Но они выбрали другое: оставаться "верными" своему поведению. И расплатились за это.

После великого потопа Бог велел людям расселяться по всей земле и жить без грехов. За грехи Творец пообещал не наказывать все человечество. Лишь части народа, нарушающей заповеди, установленные Всевышним, будет уготовано новое наказание (новый потоп).

Перспектива жить под дамокловым мечом гнева Божьего не радовала людей, которые не прочь были бы и грешить, и спастись. В этом стремлении и просматривается идеологическая подоплека строительства сооружения, которому не суждено оказалось стать одним из чудес света.

Целью строительства башни можно считать попытку спастись от возможной угрозы нового потопа. Однако попытка спастись от нового потопа с помощью строительства “небоскреба”, по сути своей, основана на попытке обмануть Творца.

Тогдашней правитель Нимрод воспользовался тревогой своих подданных и предложил им выход. Всем собраться вместе (а не расселяться по всей земле, становясь тем самым уязвимыми по отдельности перед лицом Бога), выстроить высокую башню до небес – и тем самым создать предпосылки спасения от потопа. Тем более, что Бог обещал, что он не будет больше истреблять весь народ, ограничившись лишь частью. А тут – все вместе. Все высоко – никакая вода не страшна. А еще можно, добравшись до неба, заделать, укрепить небосвод, чтобы он не разверзался больше потоками воды.

ВООДУШЕВЛЕННЫЕ такой идеей люди – которые были одним народом и говорили на одном языке („на всей земле был один язык и одно наречие“) – принялись страстно за строительство:

“Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя“ (Библия).

Воодушевление на строительстве было настолько сильным, что работы не прекращались ни днем ни ночью. Задача возведения сооружения и идея - сделать себе имя, что значит обрести новую сущость, сделавшись не просто жителями башни, уходящей в небо, а став неуязвимы для гнева Господня - стали настолько важными, что каждый разбитый кирпич оплакивался гораздо больше, чем гибнущие на строительстве люди.

Мы видим здесь полное извращение важных задач человека (становиться подобием Творца, а не вровень с Богом или выше его) и подмену ЦЕННОСТЕЙ (идея или кирпич выше человеческой жизни, поскольку лишь идея и достаточное материальное обеспечение способны привести к достижению цели; а человек что ж – просто винтик большой машины, работающей на строительстве будущего рая). Этот проект может трактоваться как попытка людей строить свою жизнь самостоятельно, без Бога и без оглядки на Него.

Возвращаясь к обсуждаемым нами понятиям, можно утверждать, что подданных  Нимрода на строительстве башни объединяло следующее:

  • общая ИДЕНТИЧНОСТЬ (один народ и один язык, что обеспечивает отделенность от всего остального мира) - мудрецы Торы видели в этом объединении всего человечества на небольшом пятачке земли одно из главных его преступлений перед Богом, попытку противостоять против Его замысла (ведь Бог заповедал: "Наполняйте землю", то есть народы должны были расселиться по земле);
  • объединяющий СМЫСЛ жизни (занятость общим делом во имя "светлого будущего" - победы над "стихией" Божественного гнева) - думаю, понятно, что здесь идет не столько о смысле, сколько о СУРРОГАТЕ СМЫСЛА, попытке не открыть и реальзовать смысл, а придумать его;
  • общий враг и стремление с ним совладать (попытка обмануть Творца, который "ждет удобного случая", чтобы послать на народ напасти).

***


Вернемся теперь к правителю Нимроду - организатору и вдохновителю этого грандиозного предприятия.

Каковы же были МОТИВЫ Нимрода, затеявшего строительство башни?

Йонатан бен-Узиэль, выдающийся ученик Гилеля, так описывает Нимрода: "Он был могучим бунтарем перед Всевышним, и посему говорится: с того дня, как сотворен свет, не было такого, как Нимрод, богатырь в ловле, который поднимал бунт против Всевышнего". Под ловлей следует понимать то же, что позже говорил Христос. Нимрод был "ловцом человеков", то есть собирал их под свои знамена, чтобы вместе бунтовать против Творца. Но собирание это он организовывал обманным путем, зомбируюя (если говорить современным языком) своих подданных, добиваясь в их рядах единомыслия как предпосылки тотального КОНТРОЛЯ.

Желание Нимрода уподобиться Богу вполне "прозрачно". Но не подобием Божиим хочет он стать, чтобы уметь различать ДОБРО И ЗЛО, поставив это знание на службу своему народу. Он хотел быть равным Богу (а то и превзойти Его) лишь по образу - то есть быть всемогущим, обладать абсолютной ВЛАСТЬЮ.

Поэтому многие комментаторы и толкователи считают, что Нимрод имел и довольно четкие скрытые НАМЕРЕНИЯ. А именно - он хотел подчинить своей власти все человечество. И он придумал гениальный план, воспользовавшись страхами своих современников, еще помнящих об относительно недавнем прошлом (о страшном потопе, убившем почти всех людей) и не желающих себе подобной участи. Народ хотел бы жить так, как заблагорассудится, не оглядываясь на РАМКИ, которые установил Господь, и при этом не нести наказания за это.

Так вот, Нимрод и предложил народу в обмен на абсолютную власть избавление людей от кары Господней. Всенародное участие в грандиозном строительстве и должно было бы дать людям гарантию безопасности и, по сути, "рая на земле". А Нимрод будет руководить этим процессом, составлять планы, давать указания. И гигантская людская машина будет послушна его абсолютной власти.

Своей властью Нимрод как бы "защищает" народ от Бога. Он заверяет людей, что они могут жить, как им нравится - и никто "не заметит" этого, никто не проконтролирует и не накажет. Нимрод как бы перенимает на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ каждого своего подданного за то, чтобы быть человеком, а не скотом. Каждый подданный получает "право" жить не по заповедям Творца, то есть право забыть в себе человеческое, отказаться от обязанности становиться подобием Божиим.

В то же время, Нимрод подменяет Всевидящего Бога своим тотальным контролем. Его подданные должны быть верны ему и его делу. В таких условиях власть пытается ограничить СВОБОДУ человека, свободу его мыслей и ВОЛИ, которая способствует РОСТУ и совершенствованию человека. Челвеку попросту нельзя задаваться вопросами о смысле и предназначении - ведь ему предложен готовый смысл в виде господствующей идеологии, в которой нет место Богу, в которой процветают языческие культы с поклонением деревянным божкам.

И, самое страшное, в такой системе инакомыслие (и даже одна возможность его) наказуется смертью. Так, мудрецы считают, что Нимрод готов был уничтожить Авраама, который должен был заключить завет с Богом. Вот как говорится об этом в одной из историй устной Торы: "Нимроду приснился сон, что с востока взошла звезда и поглотила звезды с четырех сторон. 3вездочеты истолковали или просто предсказали, что в тот день у человека по имени Терах, твоего подданного, родился сын, который в будущем породит народ, нежелательный для тебя". В итоге Нимрод предлагает Тераху полный дом серебра и золота, чтобы тот выдал своего совсем еще маленького сына Авраама в руки палачей.

Считается, что именно за попытку Нимрода избавиться от Авраама, Творец смешал языки строителей башни и рассеял их по всему миру. А было это так.

Авраам вырос, заключил с Богом Завет и стал родоначальником еврейского народа, народа Завета со Всевышним. Один из потомков Авраама, Исав, искусный охотник, как-то подкараулил и убил Нимрода, но не в наказание за его преступления, а ради его ценной одежды, "которую отец Нимрода завещал ему, и с которой Нимрод преобладал по всей земле... И умер Нимрод от меча Исава в стыде и непочтении, и семя Авраама стало причиной смерти его, как он видел во сне. И после смерти Нимрода разделилось царство его на много частей, и все те части, над которыми Нимрод царствовал были возвращены соответствующим царям земли, которые восстановили их после смерти Нимрода. И все люди из дома Нимрода были в течение длительного времени в порабощении у всех других царей земли".

Так бесславно закончился это грандиозный романтический и УТОПИЧЕСКИЙ проект.

Так бесславно закончил свои дни Нимрод, посягнувший на Божественный Престол.