quote Мы никогда не являемся просто пассивными жертвами автоматического
воздействия прошлого. Значимость детерминистических событий
прошлого определяется настоящим и будущим
Ролло Мэй

Сверхценные идеи как суррогат смысла

Приверженность некой идее или идеалу и готовность положить жизнь за них считается в некоторых культурах весьма похвальным качеством человека. Особенно ярко это проявляется в странах с авторитарными режимами, где идеология играет едва ли не главенствующую роль (см. БОЛЬШАЯ ГРУППА И ЕЕ ВОЖДЬ).

Идентификация себя с героями, вождями  и другими носителями ИДЕАЛОВ, укрепляет СУБСТАНЦИОНАЛЬНОСТЬ человека. В итоге он начинает ОБЛАДАТЬ мощными  составляющими собственной ИДЕНТИЧНОСТИ. Обладание подобными составляющими, сохранение и укрепление идентичности становятся СМЫСЛОМ жизни человека.

Развенчивание ценностей и идеалов, неизбежное при крахе авторитарных режимов, может выливаться в потерю миллионами людей значительной части собственной идентичности и в обессмысливание прошлого. Это вызывает не только ощущение НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ, переживания ОБИДЫ и ОТЧАЯНИЯ, но и переживается как тяжелая травма, которая, передаваясь из поколения в поколение, может в будущем вновь стать основой для нового витка массового оболванивания под эгидой нового вождя.

Но и в обиходе человек может начать воспринимать нечто как некую абсолютную ценность. Так, предмет влюбленности человека может затмевать собой все другие ценности. При этом и мысли, и поступки человека будут, по большей мере, вертеться вокруг того, что стало для него смыслом всего его существования.

Или взять работу или другие увлечения человека - будь то спорт, коллекционирование, хобби, благотворительная активность... Весь мир будет восприниматься сквозь призму его гипертрофированных ИНТЕРЕСОВ. И поступки такого человека будут (в той или иной мере) посвящены обслуживанию этой сверхценности.

Здесь также речь идет об обладании некой составляющей идентичности, которая и является двигателем поведения человека. Однозначно и сразу сказать, имеем ли мы здесь дело с подлинным смыслом или с его суррогатом невозможно. Здесь требуется, с одной стороны, оценка со стороны, с другой (и, может быть, это наиболее важно) - самооценка человека (а именно то, как он воспринимает самого себя в контексте СВОЕГО МИРА).

Если человек действует в соответствии со своими базовыми ценностями (являющимися частью общечеловеческих ценностных универсалий - того, что я называю "божественными" ценностями), если поступки человека не противоречат его СОВЕСТИ, если он "не делает другому то, что не хотел бы, чтобы делали ему", то мы, скорее всего, имеем дело с подлинным смыслом. Это тот случай, про который Карл Ясперс говорил: "Человек - это дело, которое он сделал своим".

Но "обслуживание" человеком своей сверхценности может и быть в ущерб интересам его ПОДЛИННОГО Я, и в ущерб его ОТНОШЕНИЯМ с другими людьми. Такое случается, например, если человек ставит своей целью деньги, карьеру или ВЛАСТЬ, если он идет к своей цели по головам и "по трупам". Подобная “однобокая” идентичность является проявлением ГОРДЫНИ. По сути, можно говорить об определенного рода зависимости человека от его сверхценности.

Ясно, что иные ценности оказываются в подчинении у сверхценности, а то и вовсе подавляются, если входят в противоречие с ней. Так, во имя достижения целей, которые ставятся ради реализации сверхценной идеи, человек может попирать ПРИНЦИПЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ, пренебрегать уважением к другим людям, к их достоинству, а то и к жизни. При этом человек может искренне быть уверенным, что он творит справедливость и добро. Подобная искренняя убежденность в своей правоте базируется на его собственной интерпретации значений ключевых слов (например, “добро” или “справедливость”) – об этом подробнее см. МНОГОФАСЕТОЧНОСТЬ СЛОВА).

Во имя своей сверхценной идеи, человек попирает базовые ценности (см. ЦЕННОСТИ БОЖЕСТВЕННЫЕ И ОТ ЛУКАВОГО), тем самым растаптывая в себе человеческое, загоняя в застенки свою СОВЕСТЬ. Особенно опасно, если такой человек получает доступ к рычагам власти, становится вождем нации. Подобное увлечение сверхценными идеалами и ценностями мы рассматриваем подробнее ниже в этом раздел - в статьях, посвященных теме “РОМАНТИЗМ”.

В заключение хочу привести коротенький алгоритм для определения "суррогатности" смысла.

Во-певых, это зависимость человека от своей сверхценности, подобная зависимости от алкоголя и наркотиков, рассмотренные в этом разделе ("ПРОСТЫЕ И ПРЯМЫЕ" ЗАМЕСТИТЕЛИ СМЫСЛА).

Второй признак - человек, сверхценности которого формируют суррогатный смысл, склонен к НАМЕРЕННОМУ (хотя не всегда до конца осознанному) совершению поступков в ущерб другим людям (это можно назвать ТВОРЕНИЕМ ЗЛА - попиранием базовых ценностей и принципов справедливости), нередко прибегая к заведомой ЛЖИ. Однако хочу подчеркнуть, что как базовые ценности, так и необходимость следования принципам справедливости никто не отменял и не отменит. Поэтому любой человек, попирающий их, ВИНОВЕН и несет за это ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.