quote Тревога основана на осознании своей полной случайности и отсутствия
предельной необходимости [замысла]; иррациональность, непроницаемый
мрак судьбы превращают судьбу в источник тревоги
Пауль Тиллих

Счастье

Согласно толковому словарю, „счастье – это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; это такое состояние души, когда человек находится в полном согласии с самим собой и с окружающим Миром“.
В этой статье я предлагаю обсудить, откуда приходит к нам ощущение счастья. Процитирую для "затравки" Артура Шопенгауэра:
"Счастие всякого жизненного поприща следует измерять не радостями и наслаждениями, а по отсутствию страданий. Как ни разнообразны формы, в которых проявляются счастие и несчастие человека и побуждают его к преследованию счастия или к бегству от несчастия, но все они имеют одну и ту же материальную основу - телесное наслаждение или страдание. Эта основа очень узка: здоровье, пища, кров от ненастья и стужи и половое удовлетворение или же недостаток всех этих вещей".
То есть, снова мы имеем дело с удовольствиями (неудовольствиями) как источниками счастья? Конечно, все выше перечисленные факторы очень важны, однако они не исчерпывают собою основы переживаемого человеком счастья. Так, еще Аристотель полагал, что счастье состоит не в удовольствиях, а в "деятельностях сообразно добродетели".
Ну, о добродетелях мы здесь говорить не будем в силу сложности и неоднозначности понятия. Отметим лишь, что, по мнению Аристотеля, не удовольствие само по себе, а именно деятельность является основой счастья. Вспомним, что мотивированная, целенаправленная и основанная на ценностях деятельность лежит в основе ОСМЫСЛЕННОСТИ человеческой жизни.
Джон Ролз пишет, что "человек счастлив, когда его планы успешно воплощаются в жизнь, оправдываются его наиболее важные надежды и он уверен, что удача будет сопутствовать ему постоянно". В то же время, предупреждает Ролз, счастливая жизнь не достигается просто решением делать то-то и то-то.
Ролз отмечает, что, согласно аристотелевскому принципу, при прочих равных условиях, "люди получают удовольствие от использования своих реализованных способностей (их внутренних или приобретенных возможностей), и это удовольствие возрастает, чем более реализована способность или чем больше ее сложность: человек получает удовольствие от исполнения того, в чем он становится все более искусен, и из двух видов деятельности, которые он исполняет одинаково хорошо, он предпочитает тот, который требует большего количества более сложных и тонких различений".
Деятельность по реализации жизненного плана, в составлении которого были учтены принципы справедливости, в целом является самодостаточной, утверждает Джон Ролз:
"Счастье является также самодостаточным: рациональный план, уверенно реализуемый, делает жизнь полностью достойной выбора и не требует ничего в дополнение. Однако отсюда не следует, что при продвижении своего плана человек стремится к счастью в обычном смысле слова.
Во-первых, счастье не представляет собой лишь одну из целей наряду с другими, к которым мы стремимся, но суть выполнение всего задуманного.
Во-вторых, люди, которые посвящают себя без остатка праведным целям или свою жизнь — процветанию других, обычно не считаются искателями счастья. Хотя они не стремятся к счастью, они, тем не менее, могут быть счастливы в продвижении требований справедливости и благосостояния других людей или в достижении притягательных для них совершенств".
***
Согласно Спинозе, добродетель или порок, успех или неудача, благоденствие или страдание, активность или пассивность зависят от того, в какой степени человеку удается достичь оптимальной реализации своей природы. Чем больше мы приближаемся к модели человеческой природы, утверждает Спиноза, тем полнее наша свобода и наше счастье.
Согласно Виктору Франклу, счастье к человеку приходит само – как только возникнет «причина быть счастливым». А причина быть счастливым возникает, когда реализуются СМЫСЛЫ, когда человек движется в направлении поставленных целей, реализуя свои потенциалы, и радостно переживает мгновение, как прожитое достойно.
Кьеркегор утверждал, что "Дверь к счастью открывается наружу". Это означает, что путь к счастью лежит вне нас - он проходит через мир. Только выходя за свои пределы (трансцендируя себя), мы можем обрести и смысл, и ощущение счастья.
Как отмечает Ирвин Ялом, позитивный жизненный СМЫСЛ зависит от наличия определенной гармонии между целями и ценностями человека, с одной стороны, и ролями и нуждами социальной структуры, в которую он включен – с другой. При этом "человек чувствует свою жизнь более осмысленной, когда ощущает себя приближающимся к достижению своих целей с удовлетворительной скоростью".
Ялом пишет, что чем больше мы воплощаем в своей жизни некий смысл, лежащий за пределами нашего "я", тем больше последует счастья. Иными словами, счастье, как продукт осмысленной жизни, придёт само – как только смысл будет реализован. Поэтому, как утверждает Лэнгле, задачей человека, желающего быть счастливым, является устранить размышления об успехе и счастье и  переключиться на конкретные задачи, ценности и красоту мира.
Предложенный Виктором Франклом метод "дерефлексии" предполагает, что человек отказывается от самонаблюдения, от убеждения, что он может полностью распоряжаться своей судьбой и чувствами, от попытки изменить чувства прямым путём. Открывая тем самым дорогу спонтанности чувств и переживаний, человек сможет обрести и ощущение осмысленности своей жизни, и переживание счастья.
***
Может ли быть много счастья или мало? Как пишет Николай Бердяев, "счастье не может быть объективировано, к нему не применимы никакие измерения количества и оно не может быть сравниваемо". Значит, счастье (точнее будет сказать "ощущение счастья") или есть, или его нет.
Ниже я расскажу коротко о переживаниях человека, которые описал Абрахам Маслоу. Я думаю, что именно эти переживания можно считать истинными ощущениями счастья и РАДОСТИ.
Если человек АКТУАЛИЗИРУЕТ себя (реализует свои задатки и выполняет свое предназначение), выходя за свои собственные пределы, прикасаясь тем самым к вечному Бытию, к его ценностям, говоря на языке Бытия, то он может испытать острое, захватывающее дух переживание. Такое "пиковое" переживание Маслоу сравнивает с неким потрясением, или масштабным мистическим опытом, или озарением. Согласно Маслоу, такие переживания особой РАДОСТИ могут вызываться, в частности, чувством любви, созерцанием красот природы или соприкосновением с прекрасным (например, произведение искусства). "По-видимому, всякий опыт реального совершенства может вызвать "пик-переживание", - пишет Маслоу.
Пиковые переживания проходят, однако озарение остается с человеком. Человек при этом, как отмечает Абрахам Маслоу, "не может опять стать наивным или ничего не ведающим, каким он был ранее, он не может опять стать "слепым"...". Переживание, испытываемое человеком после того, как пиковое переживание прошло, Маслоу называет "плато-переживанием". Это мощное, стабильное и длительное переживание, для которого характерно то, что человек познает, воспринимает бытие в его цельности. Человек при этом как бы достигает "полной человечности, или завершенности", утверждает Маслоу.
При подобных переживаниях, пишет Карл Роджерс, человек понимает, осознает, точнее ощущает всем свои существом: «Я могу доверять моим переживаниям…Если переживание воспринимается как нечто ценное, то оно достойно того, чтобы существовать. Иначе говоря, я понимаю, что мое целостное организмическое чувство ситуации более достойно, чем мой интеллект».
Абрахам Маслоу называет ощущения, характерные этим переживаниям, "высокой беззаботностью":
"Это состояние обладания, когда ты не ощущаешь недостатка чего-либо. Итак, можно перейти к состоянию счастья и удовлетворенности тем, что есть. К его высокой оценке. К благодарности за него. К состоянию и ощущению удачи и успеха. К ощущению безвозмездно оказанной тебе милости".
Ссылаясь на Р. Бёка, Маслоу отмечает, что в таких состояниях "человек каким-то образом воспринимает весь космос или, по меньшей мере, единство и интеграцию его и всего в нем, включая собственное Я. При этом он чувствует, что по праву принадлежит космосу. Он становится членом космической семьи, а не сиротой. Он входит внутрь, а не наблюдает извне. Он одновременно чувствует свою малость перед лицом обширности Вселенной и свою важность — благодаря абсолютному праву находиться в ее составе. Он часть Вселенной, а не незнакомец или пришелец".
Маслоу подчеркивает, что базовая удовлетворенность жизнью, свойственная описываемым переживаниям, позволяет с благодарностью принимать опыт боли, неудач, ошибок как нечто имеющее ценность ну пути человека к самоактуализации.
***
Итак, исходя из всего изложенного, можно определить счастье как переживание человеком внутренней удовлетворённости своим бытием, полнотой и осмысленностью своей жизни и реализацией своего предназначения. При этом (и это крайне важно!!!), счастье не является неким приходящим или преходящим явлением или "предметом".
Счастье - это перманентное ощущение человека, живущего в МОДУСЕ БЫТИЯ и умеющего быть благодарным и радоваться. Счастье, поэтому (так же, как и СМЫСЛ) всегда сопутствует человеку. И в этом отличие переживания счастья от бесплодных попыток "стать счастливым".
Микао Усуи рекомендует каждому человеку придерживаться пяти жизненным правилам, приписываемым императору Мэйдзи. Он называет эти правила чудодейственным средством от всех болесзней, сокровенным искусством достижения счастья. Вот эти правила:
„Человеку следует, не откладывая на потом, прямо сегодня
— Усердно трудиться,
— Быть добрым к другим.
— Не гневаться,
— Не беспокоиться,
— Проявлять благодарность“.
.
Изобразительный креатив
По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?