quote Тревога представляет реалии свободы как сочетание потенциальных
возможностей до того, как эта свобода будет материализована
Серен Кьеркегор

На пути к радости

„Радость – величайшее из лекарств.
Поэтому, заболев, надо отыскать в себе
хотя бы одну положительную точку
и сосредотоцвхиться на ней.
Даже если это волосок в носу…“
Бернард Вербер, “Танатонавты”


„Наш великий долг – быть всегда радостными,
удаляя от себя печаль и горечь…“
Бернард Вербер, “Танатонавты”

Барух Спиноза называет радостью "переход человека от меньшего совершенства к большему", печалью же и унынием - "переход человека от большего совершенства к меньшему". Исходя из этого он считает радость добром и относит ее к числу человеческих добродетелей. Печаль, "скорбь", "уныние" он считает злом и грехом.

Рассмотрим теперь различные аспекты радости и постараемся разобраться, какие пути ведут к ней.

Эрих Фромм (ссылаясь на Новый Завет) утверждает, что „радость - это результат отказа от ОБЛАДАНИЯ, тогда как печаль сопровождает всякого, кто цепляется за собственность“. Мы уже не раз говорили о том, что стремление к обладанию (которое является одной из универсальных попыток человека избавиться от тревоги) делает людей еххе более тревожными, опасающимися потери того, что им „принадлежит“. Какое уж тут место для радости, когда „надо“ бороться за сохранность и преумножение своего умения?

Еще на один аспект радости указывает Эрих Фромм, который утверждает, что радость - это чувство, испытываемое человеком в процессе его СТАНОВЛЕНИЯ, то есть бесконечного приближения к цели - „БЫТЬ САМИМ СОБОЙ“.

Эрих Фромм подчеркивает, что радость сопутствует творческой деятельности человека. Творчество человека может проявляться в любой момент его жизни, что дает человеку основание для его радости. „Радость - это не исступленное, сиюминутное пламя. Радость - это ровное горение бытия…, которое сопровождает продуктивное проявление самых важных человеческих способностей“.

Человек на путях своего становления берет в руки свою судьбу. Но, как мы отмечали уже не раз, говоря о СУДЬБЕ, человек в состоянии действовать только на основе МАТРИЦЫ своей СУДЬБЫ. Выражаясь точнее, СВОБОДА человека всегда ограничена РАМКАМИ.

"Час утренний - делам, любви - вечерний,

раздумьям - осень, бодрости - зима...

Весь мир устроен из ограничений,

чтобы от счастья не сойти с ума".

Это Булат Окуджава...

К одним из важнейщих рамок, ограничивающих свободу, относятся как естественные ограничения, так и обусловленные культурой запреты, требования и предписания.

Люди верующие такие запреты, ограничения и требования называют заповедями. И человеку приходится самому решать – принимать ли на себя обязательство следовать им или поступать вопреки заповедям.

Конечно, человек свободен... То есть он может бороться против таких рамок. Однако рано или поздно становится понятно, что, по меньшей мере, это лишь пустая трата сил, а, по большому счету, - такая борьба вместо раскрытия человека с его лучшей стороны ведет к преумножению зла и ввергает человека в ОТЧАЯНИЕ.

Мудрецы Талмуда заявляют: "Радость, проистекающая из исполнения заповеди, есть единственный путь к духу Святому". Недаром одно из важных требований хасидизма можно сформулировать так: "Служи Богу с радостью!".


***


Как мы уже отмечали, переживания чувства УДОВОЛЬСТВИЯ, является автоматической реакцией человека, потому и не зависит, в конечном счете, от его „Я“. Конечно, человек может искать приятные переживания, следуя „принципу удовольствия“ – однако от его „Я“ мало зависит, получит ли он желаемое наслаждение.

Удовольствие испытывается, не испытывается или испытывается недостаточно остро в силу тех или иных объективных причин, коренящихся в физической составляющей человека. Сюда можно отнести пресыщенность предыдущими удовольствиями, усталость, негативный эмоциональный настрой, притупляющий восприятие приятных ощущений. Можно сказать, что не человек выбирает себе удовольствие, а удовольствие само решает, проявится оно (и как, в какой степени) или не проявится вовсе.

Радость, в отличие от удовольствия, - продукт активного выбора человека, сопровождающегося благодарностью. Благодарность возможна лишь проживании в МОДУСЕ БЫТИЯ, то есть при открытости человека бытию, при которое раскрывает в человеке способность найти как собственные переживания бытия, так и проявления бытия, за которые можно благодарить.

Какова же может быть благодарность? Ответим на этот вопрос схематично:

Благодарность за ВОЗМОЖНОСТИ – как внешние, так и внутренние (в частности, возможность СВОБОДНО действовать в рамках своей СУДЬБЫ).

Благодарность за прошлое – за дело своих рук и его результаты, за реализованные возможности, за открытые и воплощенные СМЫСЛЫ.

Благодарность за будущее – за возможность СТАНОВЛЕНИЯ, самораскрытия и самореализации.

Человек радуется, живя открыто и разрешая себе благодарность и „наивное удивление“ от соприкосновения с самыми, казалось бы, простыми вещами. Благодарному и удивляющемуся человеку радость могут доставить созерцание, движение, общение, познание… В общем, при таком подходе радостной может стать вся жизнь – даже вплоть до ее самых тяжелых и мрачных моментов, потому что они есть источник опыта и дают человеку возможность реализовать свои ЦЕННОСТИ.


***

Неблагодарные не могут радоваться.

"Мы с легкостью привыкаем к хорошему, мы воспринимаем его как само собой разумеющееся и потому недооцениваем, - пишет Маслоу, - Жизнь наша станет несравненно лучше, счастливее, если мы научимся радоваться ей, если мы испытаем по отношению к ней такое же глубокое чувство благодарности, которое испытывают самоактуализирующиеся люди.

Абрахам Маслоу считает неспособность радоваться жизни одним из главных источников зла, человеческих трагедий и страданий. Человек с легкостью привыкает к хорошему, воспринимая его как само собой разумеющееся и потому недооценивая его. „Жизнь наша станет несравненно лучше и счастливее, - утверждает Маслоу, - если мы научимся радоваться ей, если мы испытаем по отношению к ней глубокое чувство благодарности“.

Благодарность наделяет человека немалыми силами, которые он пускает на творчество, на становление собой, на СОТВОРЕНИЕ СВОЕЙ СУДЬБЫ.  А жизненная сила, как отмечал Майстер Экхарт, соделывает РАДОСТЬ.

 

***

 

Абрахам Маслоу подчеркивает, что самоактуализирующимся людям свойственная "особая эффективность восприятия, умения воспринимать реальность в ее конкретных проявлениях, восприятие реальности как таковой":


"Самоактуализирующиеся люди обладают удивительной способностью радоваться жизни. Их восприятие свежо и наивно. Они не устают удивляться, поражаться, испытывать восторг и трепет перед многочисленными и разнообразными проявлениями жизни, к которым обычный человек давно привык, которых он даже не замечает.

Колин Уилсон назвал эту способность чувством новизны. Для такого человека закат солнца, пусть даже он видит его в сотый раз, будет так же прекрасен, как и в тот день, когда он увидел его впервые; любой цветок, любой ребенок может захватить его внимание, может предстать перед ним как чудо природы, пусть даже он перевидал на своем веку тысячу цветов и сотни детей. Ощущение великого счастья, огромной удачи, благоволения судьбы не покидает его даже спустя тридцать лет после свадьбы; его шестидесятилетняя жена кажется ему такой же красивой, как и сорок лет назад.

Даже повседневность становится для него источником радости и возбуждения, любое мгновение жизни может подарить ему восторг. Секс и все связанные с ним плотские удовольствия – не только источник чувственного удовлетворения, но и источник возвышенных, обновляющих и воодушевляющих переживаний, подобных тем, что дарят им музыка и природа.

Именно склонность к РУБРИФИКАЦИИ замыливает нам глаза; если явление, человек или ситуация не интересны нам, не содержат в себе прямой выгоды или угрозы, мы отмахиваемся от них, торопимся наклеить какой-нибудь ярлык и забросить в дальний угол привычной категоризации".