quote Посредством рефлексии и всего, что сопряжено с нею, в человеке из тех же самых
элементов наслаждения и страдания, которые общи ему и животному, развивается
такой подъем ощущения своего счастия и несчастия, который может повести
к моментальному, иногда даже смертельному восторгу или также
к отчаянному самоубийству
Артур Шопенгауэр

Жизненный план

Человек, глядя в свое будущее, видит определенные образы самого себя в определенных ситуациях (ОБРАЗ БУДУЩЕГО). Сначала подсозннательно, потом все более осознано, человек начинает набрасывать план реализации этого образа, план движения к далекой, но так сильно манящей цели. Этот план Джон Ролз называет жизненным планом. По сути, в своей долгосрочной перспективе, жизненный план приближается к рассмотренному выше образу будущего, однако отличается от него тем уже, что цели и пути их достижения в значительной степени (насколько это полагает уровень информированности) осознаны и продуманы.

Планом всей жизни, например, является выбор профессии или вида занятий. Вот как описывает жизненный план Джон Ролз: „Когда индивид решает, например, кем быть, какой деятельностью заняться или какую профессию выбрать, он принимает особый жизненный план. Со временем его выбор приведет его к приобретению определенной структуры желаний и ожиданий (или отсутствию таковых), некоторые аспекты которой специфичны именно для него, в то время как другие типичны для выбранного занятия или образа жизни“.

В известной мере, знизненные сценарии Эрика Берна являются такими планами. В них человек черпает „знания“ как он будет жить, какие отношения он будет иметь с другими людьми, как будет вести себя в определенных ситуациях, как он умрет и даже что будет после его смерти. Но подобные сценарии нельзя назвать рациональными планами, поскольку они принимаются человеком как некая данность и он следует по жизни в соответствии с уже „готовыми“ предписаниями своего сценария.

Рациональный план – это плод свободного выбора человека. Это жизненный проект (по Сартру), который человек выстраивает на перспективу своего СТАНОВЛЕНИЯ.

Согласно Джону Ролзу, „наилучший жизненный план для человека — это такой план, который он принял бы, если бы обладал полной информацией. Это план, который был бы выбран человеком с полной осмотрительной рациональностью, иначе говоря, с полным осознанием всех существенных фактов и после тщательного рассмотрения всех последствий. Для него это объективно рациональный план, определяющий его реальное благо. Человек иррационален, если его нежелание размышлять о наилучшем для него действии ведет к неудаче, которой можно было бы избежать, подумай он об этом вовремя. Рациональный план позволяет человеку процветать настолько, насколько этому способствуют обстоятельства, и использовать его реализованные способности в той мере, в какой он может это делать“.


***


С точки зрения жизненного плана конкретного человека „хорошими вещами в жизни являются, как утверждает Джон Ролз, те виды деятельности и взаимоотношений, которые занимают главное место в рациональном плане. А первичными благами должны оказаться такие вещи, которые вообще необходимы для успешного осуществления этих планов, какова бы ни была особая природа плана и его конечных целей“.

Отсюда понятно, что отношение к благу, к ДОБРУ или ЗЛУ может существенно отличаться у разных людей, обладающих разными жизненными планами – по типу „что одному здорово – другому смерть“.

Однако наиболее рациональным жизненным планом можно назвать план, который строится на ПРИНЦИПАХ СПРАВЕДЛИВОСТИ, то есть такой план, который может быть разделен, одобрен и принят другими людьми как деятельность, способствующая общему ИНТЕРЕСУ - то есть, как пишет Джон Ролз, деятельность, в той степени, в какой она вызывает одобрение и восхищение со стороны других, „является благом также и для других людей“.

Джон Ролз утверждает, что рациональный план должен базироваться на ценностных суждениях человека. Иными словами, „то, что обычно считают человеческими благами, должно оказаться целями и видами деятельности, которые занимают главенствующее место в рациональных планах“. То есть во главу жозненного плана человека следует ставить базовые ценности (см. "БОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ").


АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ РАЦИОНАЛЬНОГО ЖИЗНЕННОГО ПЛАНА

Процитирую Джона Ролза (лучше не скажешь):

“Одним из свойств рационального плана является следующее: выполняя его, человек не изменяет своего решения и у него не возникает желания сделать что-нибудь другое.

Рациональный человек не испытывает неприязни к предвидимым последствиям столь сильной, что он сожалеет, что следует принятому плану (отсутствие такого рода сожаления не является, однако, достаточным для того, чтобы обеспечить рациональность плана).

Может существовать другой план, доступный нам, такой, что если бы мы рассмотрели его, мы нашли бы его лучшим. Тем не менее, если наша информация точна и наше осознание последствий полно во всех существенных отношениях, мы не сожалеем о следовании рациональному плану, если даже это и не абсолютно хороший план“.

Следование своему жизненному плану основывается на принципе ответственности перед собой. Человек так должен согласовывать свои требования в разные периоды, чтобы он в любоя момент времени мог бы подтвердить принятый им ранее и выполняемый ныне план. Как пишет Ролз: „личность в некоторое данное время, образно говоря, не должна сожалеть о своих действиях в другое время. Этот принцип, конечно, не исключает добровольного испытания трудностями и страданиями; но они должны быть приемлемы в настоящее время ввиду ожидаемого или достигаемого блага“.

Конечно, человек, заглядывая в будущее не может окончательно преодолеть ограниченность собственного знания. Всегда будет масса неясностей. Никто не может человеку также гарантировать, что в своем плане он нашел лучшую из альтернатив, доступную ему на данное время.

Но все же человек может и должен сам ОТВЕЧАТЬ за свои поступки. Действуя же по принципу „осмотрительной рациональности“ и в соответствии с принципами справедливости, человек может обеспечить то, что его поведение будет вне всяких упреков.