quote Мы никогда не являемся просто пассивными жертвами автоматического
воздействия прошлого. Значимость детерминистических событий
прошлого определяется настоящим и будущим
Ролло Мэй

Интенциональность, причинность, свобода

"История не делает ничего, она "не обладает никаким необъятным богатством", она "не сражается ни в каких битвах"! Не "история", а именно человек, действительный, живой человек – вот кто делает все это, всем обладает и за все борется. "История" не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История -- не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека“. Этими словами Карла Маркса я решил начать данный раздел, в котором мы рассмотрим одну из важнейших групп решения проблемы тревоги.

К интенциональному началу относятся направленные на объекты внешнего мира (и на самого себя как на объект, способный подвергаться изучению, воздействию и обладающий способностью меняться) потребности, влечения, страсти, побуждения, желания, намерения, воля человека, которые реализуются в свободном действии (ВОЛЕВОМ АКТЕ).

Интенциональное начало тесно связано с началом познавательным (любопытство, интерес), поскольку, с одной стороны, направленному действию предшествует изучение ситуации, рекогносцировка, ориентирование в ситуации, с другой стороны – познавательное начало обогащает человека новой информацией, на основе которой могут формироваться его новые потребности, желания, стремления, а также совершенствоваться как его понимание мира и самого себя, так и принятие им решений в конкретной ситуации.

С. Л. Рубинштейн пишет, что изучение потребностей, интересов, идеалов, установок личности дает ответ на вопрос: „чего человек хочет, к чему он стремится?“. Однако одного желания и стремления мало, поэтому вслед за вопросом, чего человек хочет, естественно и закономерно должен вставать другой вопрос: „а что человек может?“ Этот вопрос касается его способностей, которые могут быть реализованы не иначе как в рамках реальных возможностей каждой конкретной ситуации человека в его ФОКУСЕ БЫТИЯ.

Особой формой интенционально-познавательного начала является игра, которая, даже не изменяя действительности объективно, способствует её изменению в фантазии человека, что скажется тем или иным образом на изменение действительности в будущем, - через изменение способностей человека, через пробуждение мечты, через реализацию желаний и осуществление намерений.

Игра и любопытство являются самоценными вещами. Это значит, что даже без реализации волевого акта, направленного на достижение какой-либо цели, игра и любопытство (интерес) наполняют жизнь человека осмысленными содержаниями. Человек ищет СМЫСЛЫ, а они уже внутри него – в его играх, в мечтах. По словам Калинаускаса, “то, что в вас ищет, и есть то, что вы ищете”. Но все же стоит подчеркнуть, что игры и мечты – лишь (в значительной степени) прелюдия реального поступка – целенаправленного действия, или репетиция для обкатки навыков и стратегий достижения цели.

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ, СВОБОДА, ПРИЧИННОСТЬ

Пауль Тиллих определяет интенциональность, как «направленность на осмысленные содержания»: „человек живет «внутри» смыслов, внутри того, что имеет логическую, эстетическую, этическую, религиозную значимость“. Как мы уже не раз говорили, смыслы реализуются через свободную деятельность человека. Своим поступком человек осуществляет КОНТРОЛЬ реальности.

Стоит особо остановиться в этой связи на том, что каждый свободный поступок, каждый шаг человека вызывает и в окружающем мире, и в самом человеке определенные последствия. Каждый поступок человека – это разговор его с миром, его встреча с реальностью с текущей ситуацией.

Свободно и осмысленно направляя свои шаги к определенным целям, лежащим в будущем, человек встречается с текущей реальностью. В каждой такой встрече взаимодействуют „Я“ человека и мир. Ж.-П. Сартр утверждает, что „свобода есть только в ситуации, и ситуация присутствует лишь благодаря свободе“. Он объясняет это тем, что „человеческая реальность повсюду встречает препятствия и сопротивления, ею не созданные; но эти препятствия и сопротивления имеют лишь смысл в выборе и через свободный выбор, которым является человеческая реальность“.

Как считает Пауль Тиллих, „в каждой встрече с реальностью человек находится уже за пределами этой встречи: он знает об этой встрече, он сравнивает ее с другими, его привлекают новые возможности, он смотрит в будущее и помнит прошлое... Такова его свобода, в этой свободе и состоит его жизненная сила“.

Итак, интенциональность(в основе которой лежит ВОЛЕВОЙ АКТ) направлена на изменение мира. Человек при этом, как пишет Пауль Тиллих, высвобождается из-под гнета заданности. Свой свободный выбор человек делает своей целью, утверждает Ж.-П. Сартр, и именно направленность на цели является проявлением свободы и самого бытия человека.

В этом интенциональность, направленность человека на достижение определенных целей, ложится в основу ПРИЧИННОСТИ. Человек оказывается причиной изменений и нередко даже весьма непредсказуемых последствий.

Любой поступок человека, тем самым, порождает ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за его последствия. И человеку, который является свободной и разумной личностью, следует быть готовым к тому, что он будет отвечать за каждый предпринимаемый им шаг, что он столкнется с ЧУВСТВОМ ВИНЫ.

Конечно, шаг в неведомое (в будущее, навстречу своему желанию) всегда сопряжен с риском. Кроме того, каждый шаг в этом направлении, вызывая те или иные последствия, тем самым порождает определенные риски. Человек должен ответить себе на вопрос, готов ли он столкнуться с такими рисками, не убежать, и, если надо, перенести тяготы возможных негативных последствий. Как пишет по этому поводу Лиз Бурбо, „если ответ отрицателен, дайте себе право не идти сразу же навстречу своему желанию: ведь вы знаете, что поскольку все, что происходит на этой планете, является временным, то, вероятно, и ваше желание преходяще“.

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ

Направляя свою деятельность на определенные цели, человек всегда действует в конкретной ситуации, которая является площадкой его СВОБОДЫ, МАТРИЦЕЙ ЕГО СУДЬБЫ (представляющей собой набор обстоятельств, с которыми человек сталкивается в ФОКУСЕ БЫТИЯ). Те или иные обстоятельства любой ситуации могут выступать как препятствия или как ресурсы, помогающие человеку приблизиться к своей цели. И именно в свете цели эти обстоятельства конкретной ситуации предстают перед человеком как  возможности или препятствия.

Любым своим ВОЛЕВЫМ АКТОМ (своим поступком) человек осуществляет выбор между имеющимися возможностями для действия. По сути, человек выбирает, тем самым, промежуточные цели, приближающие его к достижению главной цели, что и будет являться исполнением его ЖЕЛАНИЯ.

Эрих Фромм предлагает нам различать возможности реальные и „не-реальные“ (фиктивные). Эти последние, конечно, „вообще не являются возможностями, это лишь игра воображения“, считает Фромм. По его мнению, „не-реальные возможности“ представляют собой не что иное, как „субъективное пожелание“, которое „хотя и соответствует желаниям и страстям человека, но при данных обстоятельствах никогда не может быть реализовано“. То есть здесь речь идет о ФАНТАЗИЯХ, а не о реальности.

Фромм утверждает, что с помощью “не-реальных возможностей“ человек пытается „увильнуть от трудноразрешимой задачи сделать выбор между альтернативами, которые реально существуют“, но в силу тех или иных причин ему не по душе:

„Большинство из нас, будучи поставленными перед реальными альтернативами и необходимостью принять решение, требующее благоразумия и жертвы, внушают себе, что существуют якобы еще другие возможности. Эти „не-реальные возможности“ не существуют, и попытка их реализации является только маскировочным маневром, в то время как на заднем плане судьба принимает свое собственное решение. Человек, который живет иллюзией, что невозможное осуществимо, потом удивляется, возмущается и чувствует себя оскорбленным, если он уже не имеет возможности решать и наступает нежеланная катастрофа. В такой момент он впадает в ошибку, приписывая вину другим, защищая себя и/или взывая к Богу, в то время как вину он должен искать только в самом себе, в недостатке мужества смотреть фактам в лицо и в своем недостаточном благоразумии“.

Согласно Фромму, возможность свободного решения человек имеет лишь в том случае, если осознает, каковы реальные возможности, между которыми он может выбирать. Эти реальные возможности задают рамки его свободе. Фромм указывает на то, что реальные возможности детерминированы (предопределены) всей текущей ситуацией, представляющей собой встречу человека и мира. При этом человек, утверждает Фромм, подвержен влиянию многочисленных факторов: окружающей среды (класс, общество, семья), а также наследственности и условностей, существующих в обществе.

Выбирая между реальными возможностями, человек действует свободно. При этом, подчеркивает Фромм, „СВОБОДУ в этом смысле следует дефинировать не как „действия в сознании необходимости“, но как действия на основе осознания альтернатив и их последствий“. Здесь снова интенциональность смыкается с ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ.