quote Сильная тревога и депрессия уничтожают время, делают невозможным будущее. Или напротив,
тревога пациента в отношении времени, его неспособность "иметь" будущее, вызывает тревогу
и депрессию. Так или иначе, самым неприятным аспектом затруднительного положения
пациента является то, что он не в состоянии представить что-то в будущем,
когда он уже не будет испытывать тревогу или депрессию
Минковски (цит. по Ролло Мэй)

Высшие потребности

Как правило, человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности нижележащих уровней, утверждает Маслоу. По его мнению, если не удовлетворена более фундаментальная потребность, потребности более высокого ранга могут быть весьма далеки от насущности.

Хотя Маслоу допускает и немало исключений из этого правила. Есть немало примеров того, что человек, поднявшийся на верхние ступени пирамиды потребностей, будет даже в критические периоды жизни (например, в страдании) находить поддержку в тех ощущениях и переживаниях, в тех ценностях которые он обрел в деятельности по реализацию высших своих потребностей.

Вспомним хотя бы юного Мцыри, героя одноименной поэмы Лермонтова. Он, вкусивший свободы и получивший возможность быть самим собой, не боится уже и жизнь свою потерять, не боится умереть таким, каким он стал: „... Я жил!!!”.

В целом же, чтобы иметь возможность самоактуализации, отмечает Маслоу, человек должен иметь опыт реализации базовых потребностей более низкого уровня. Иначе - если он испытывает дефицит или ущербность в плане неудовлетворенности потребностей низшего уровня - ему грозит зациклиться на поиске путей их удовлетворения и в дальнейшем. Иными словами, степень устойчивости человека к депривации (лишению возможности удовлетворения) той или иной потребности зависит от полноты и регулярности удовлетворения этой потребности в прошлом.

При условии удовлетворения и низшей и высшей потребности последняя приобретает большую субъективную значимость для человека. Ради высшего удовлетворения человек готов терпеть лишения и идти на жертвы, готов мириться с депривацией низших потребностей. Зачастую ради смыслов и ценностей, которые открываются человеку на высших уровнях  он согласен вести аскетическую жизнь, он отказывается от богатства и престижа во имя возможности осуществить себя на избранном поприще.

Человек, удовлетворивший низшие потребности и познавший, что такое самоуважение и самоосуществление, как правило, ставит их выше сытого желудка и чувства безопасности. Почему такое происходит? Маслоу дает этому такое объяснение: „Удовлетворение потребности в безопасности в лучшем случае может принести чувство облегчения и расслабленности; удовлетворение же высших потребностей приводит человека к субъективно желанному состоянию: он испытывает чувство покоя, умиротворенности, счастья, богатства внутренней жизни, восторга“.