quote Личность в каждое мгновение своего существования находится в процессе
становления, так как личность... только тогда является таковой, когда она
идет к тому, чтобы стать личностью
Серен Кьеркегор

Потребность в единении и любви

"Наша тяга к единению, к принадлежности
имеет глубоко животную природу,
в основе ее лежит древнее стадное чувство"
Абрахам Маслоу

После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, человек жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека, он может уже не помнить о том, что когда-то, когда он терпел нужду и был постоянно голоден, само понятие "любовь" не вызывало у него ничего, кроме презрительной усмешки.

Человеку крайне важно знать, что он живет на родине, у себя дома, рядом с близкими и понятными ему людьми, что его окружают "свои", что он принадлежит определенному клану, группе, коллективу, классу, подчеркивает Маслоу. Потребность в любви имеет две стороны: человек хочет и любить, и быть любимым. Маслоу подчеркивает, что сексуальное поведение является одним из проявлений потребности в любви, однако сексуальное влечение в чистом виде есть проявление рассмотренной выше ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ.

Невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности, как правило, приводит к дезадаптации, к нарушению социальной приспособляемости человека, а порой и к более серьезной патологии, предупреждает Маслоу. К таким проблемным ситуациям, тенленциям и факторам Маслоу относит, например, следующие: "отсутствие корней или утрата корней; рост мобильности; разрыв родственных связей; углублением пропасти между поколениями; стремительная урбанизация; разрушение традиционного уклада жизни; утрата глубины понятия "дружба"; утрата чувства дома, разлука с семьей, друзьями, соседями; частые переезды семьи с одного места жительства на другое; постоянное ощущение себя в роли приезжего, пришельца, чужака".

Абрахам Маслоу считает, что цементирующая сила подростковых банд может - хотя бы частично - иметь свои истоки в стремлении к единению и принадлежности к группе в результате неутоленной жаждя общения. Члены таких объединений (а я добавлю, что к ним могут относится не только банды, но и вполне "лояльные" социальные группы в определенные периоды истории того или иного государства, и отдельные группировки внутри больших и малых коллективов), движимы стремлением к единению перед лицом врага, причем врага неважно какого. "Само существование образа врага, сама угроза, которую содержит в себе этот образ, способствуют сплочению группы", - пишет Маслоу.

Потребность в любви и единению находит свое выражение как в формировании ТРЕВОГИ ПРЕДЕЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА, так и в совладании с ней.

Рассмотренный выше поиск врага присущ решению ТРЕВОГИ ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ.