quote Посредством рефлексии и всего, что сопряжено с нею, в человеке из тех же самых
элементов наслаждения и страдания, которые общи ему и животному, развивается
такой подъем ощущения своего счастия и несчастия, который может повести
к моментальному, иногда даже смертельному восторгу или также
к отчаянному самоубийству
Артур Шопенгауэр

Потребность в безопасности

Абрахам Маслоу относит к потребности в безопасности также потребность в стабильности, в защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса, потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях и в зависимости.

Если человек чувствует угрозу, то рассматриваемая потребность может занимать ведущее место в формировании поведения человека, нацеливая его на достижение безопасности. Как пишет Маслоу, "в этом случае мы можем с полным правом рассматривать организм как инструмент обеспечения безопасности". Стремление к безопасности, становясь главной целью, не только определяет восприятие человеком мира, но и, по словам Маслоу, "предопределяет его философию будущего, философию ценностей".

Потребность в безопасности очень рано проявляется у ребенка, проявляясь в тяге к постоянству и к упорядочению повседневной жизни, к доверию взрослым, олицетворяющим для него целый мир. Детей угнетает нестабильность и непредсказуемость, поэтому они предпочитают безграничной свободе и вседозволенности жизнь в упорядоченном и структурированном мире.

"Маленькие дети, - пишет Маслоу, - чувствуют себя гораздо лучше в такой обстановке, которая, если уж и не абсолютно незыблема, то хотя бы предполагает некие твердые правила, в ситуации, которая в какой-то степени рутинна, в какой-то мере предсказуема, которая содержит в себе некие устои, на которые можно опереться не только в настоящем, но и в будущем". Именно непредсказуемые ситуации заставляют ребенка отчаянно цепляться за родителей, прятаться за их спины в поисках защиты от опасности.

"Среднестатистический взрослый представитель нашей культуры стремится к тому, чтобы жить в безопасном, стабильном, организованном, предсказуемом мире, в мире, где действуют раз и навсегда установленные правила и порядки, где исключены опасные неожиданности, беспорядок и хаос, где у него есть сильные защитники, оберегающие его от опасности", - подчеркивает Маслоу.

Маслоу заявляет, что потребность в безопасности редко выступает как активная сила: "люди, живущие в мирном, стабильном, отлаженно функционирующем, хорошем обществе, могут не бояться хищников, жары, морозов, преступников, им не угрожает ни хаос, ни притеснения тиранов".

Эта потребность, считает Маслоу, начинает преобладать "лишь в ситуациях критических, экстремальных, побуждая организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозой". К критическими или экстремальными ситуациями можно отнести войны, революции, эпидемии, стихийные бедствия, вспышки преступности, социальные потрясения и кризисы. В такие периоды люди сами призывают тиранов, чтобы те сильной рукой установили порядок и стабильность.

"В нормальном же обществе, у здоровых людей потребность в безопасности проявляется только в мягких формах, например, в виде желания устроиться на работу в компанию, которая предоставляет своим работникам социальные гарантии, в попытках откладывать деньги на "черный день", в самом существовании различных видов страхования", - пишет Маслоу.

По мнению Маслоу, в стабильное время потребность в безопасности и стремление к стабильности обнаруживают себя в консервативном поведении: "большинство людей склонно отдавать предпочтение знакомым и привычным вещам". Он также считает, что "стремление человека объяснить принципы мироздания и определить свое место в универсуме, наука и философия как таковые в какой-то степени мотивированы потребностью в безопасности".

Хочу обратить ваше внимание на то, что, именно потребность в безопасности лежит в основе рассматриваемой нами ТРЕВОГИ НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТИ.