quote Мучительности нашего существования немало способствует и то обстоятельство,
что нас постоянно гнетет время, не дает нам перевести дух и стоит
за каждым, как истязатель с бичом. Оно только того
оставляет в покое, кого передало скуке
Артур Шопенгауэр

Как заявляют о себе потребности

"Свои потребности, удовлетворение которых первоначально немногим труднее, чем удовлетворение потребностей животного, человек усиливает преднамеренно, чтобы возвысить наслаждение; отсюда роскошь, лакомства, табак, опиум, крепкие напитки, пышность и все, что сюда относится. Далее к этому присоединяется, и опять-таки вследствие рефлексии, ему одному доступный источник наслаждения, - а следовательно и страдания, - который задает ему хлопот свыше всякой меры, почти  более чем все остальные: это именно амбиция и чувство чести и СТЫДА, говоря прозою - его мнение о мнении о нем  других. Это последнее в многообразных и часто странных формах становится целью почти всех его стремлений, выходящих из области физического наслаждения или страдания.

Хотя он, без сомнения, имеет пред животным преимущество собственно интеллектуальных наслаждений, допускающих длинную градацию - от простейшей забавы или разговора до высочайших проявлений духа; но как противовес этому на стороне страданий выступает на сцену СКУКА, которая неизвестна, незнакома  животному по крайней мере в естественном состоянии, и только в прирученном  состоянии самые умные животные чувствуют легкие приступы".

С помощью этой большой цитатой из Артура Шопенгауэра я хочу обратить ваше внимание на то, что потребности человека не являются простым выражением неких процессов, происходящих в организме, а представляют собой целый комплекс естественных стремлений, пропущенный через фильтры сознания и интеллекта и отражающий собой всю структуру личности конкретного человека.


***

Казалось бы, нужда на физиологическом уровне (например, нужда в пище) буквально заставляет человека действовать. Однако, инстинктивно и импульсивно действовать человека может заставить только экстремальная ситуация. В подавляющем большинстве случаев самое первое условие для того, чтобы человек начал действовать - это осознание им своей потребности.

Физиологическая нужда, пишет Е. Ильин,  отражается в сознании человека не только в виде физических ощущений, но и как "переживание напряжения в виде желания разрядить это напряжение, а порой и усилить, если оно связано с положительными эмоциями... Поэтому потребность личности — это не просто осознание нужды в виде ощущения, это чаще всего нужда, трансформированная в переживание и желание".

Ильин описывает потребности личности как отражение в сознании нужности, желанности чего-то в данный момент, часто переживаемое как внутреннее напряжение и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием. Интересно в этом определении то,  что речь идет о пробуждении психической активности (например, в форме раздумий, переживаний, рефлексий, фантазий), а не о непосредственной инициации действий, деятельности, поступков.

Как отмечает Ильин, "эта психическая активность направлена на понимание сущности возникшей потребности и на формирование цели (абстрактной или конкретной), т. е. на представления объектов и действий, могущих удовлетворить данную потребность... Возникновение потребности является механизмом, запускающим активность человека на поиск и достижение цели, которая может удовлетворить эту потребность. Таким образом, потребность является необходимым звеном в процессе самосохранения и развития организма и личности".

Ильин подчеркивает, что переживаемое человеком «здесь и сейчас» состояние некой потребности "не всегда воспринимается как дискомфортное, но может быть и положительно эмоционально окрашенным, переживаемым как удовольствие, как предвкушение приятного (сладкая истома, сладостное томление)... Именно поэтому усиление потребности может служить такой же «наградой» для живых существ, как и ослабление чрезмерно сильной потребности".

М. и И. Равиных описали стадии развития полового влечения как потребности у мужчин. На первых порах (латентная фаза) потребность еще не ощутима и не осознаваема, еще нет влечения, хотя происходит вызванная гормональными сдвигами перенастройка соответствующих органов и чувствительных зон. При этом меняется степень восприимчивости внешних раздражителей. На следующем этапе человек ощущает, что он оказался в каком-то новом состоянии: непонятная тревога, двигательное беспокойство или активность, вялость, «приятная истома», неспецифическая общительность. И лишь потом наступает стадия осознания потребности, когда возникает именно сексуальное влечение, появляются сексуальные фантазии и планы.


***


Человек как организм и как личность зависит от конкретных условий существования, от факторов внешней среды, существенных и необходимых для его выживания, сохранения и развития. Но он также зависит и от тех задатков, которые он имеет от природы, от своих способностей и внутренних возможностей, и от своего сознания, интеллекта, свойств своей личности и характера (САМОСТИ), своей СОВЕСТИ.

Человек берет от окружающей среды те ресурсы, которые способствуют его нормальной жизнедеятельности. При этом, как мы еще рассмотрим ниже, брать можно только возможное, то есть реально наличное в человеческом окружении в данный момент и в данном месте (РЕАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ, предоставляемая человеку в ФОКУСЕ БЫТИЯ).

Потребности человека выражают его практическую связь с миром и зависимость от него, отмечает С.Л.Рубинштейн. Это означает, что, с одной стороны, человек, испытывая нужду в чем-то, находящемся вне его, является пассивным существом. С другой стороны, потребности побуждают человека к деятельности, подчеркивая тем самым его активное начало.

Д. А. Леонтьев отмечает, что в условиях определенной зависимости человека от окружающего мира потребность можно понимать как такое отношение между миром и человеком, при котором человек проявляет активность в форме своей деятельности. То есть мы имеем дело при таком понимании не с потребностью избавиться от ощущения нужды, а с потребностью в определенной деятельности, то есть в процессе стремления к некой цели.

Иными словами, удовлетворение потребности возможно исключительно в рамках целенаправленного поведения, то есть деятельности, направленной на некий предмет, овладение которым или изменение которого может привести к желаемым результатам (см. ВОЛЕВОЙ АКТ).