quote Тревога представляет реалии свободы как сочетание потенциальных
возможностей до того, как эта свобода будет материализована
Серен Кьеркегор

Интерес

„Ничто великое в мире существования
не совершалось без страсти и заинтересованности“
Гегель, «Философиja истории»

"Интерес – это объект,
с которым каждый человек
связывает представление о своем счастье"
П. Гольбах

Вначале давайте коротко остановимся на значении слова "интерес". Происходя из двух латинских слов "inter" (внутри) и "esse" (быть), интерес, по сути, отражает нахождение внутри или среди чего-то. То есть в своем интересе к чему то, в своей заинтересованности в чем-то человек как бы погружается всеми своими чувствами и помыслами в предмет своего интереса.

Посмотрим теперь, какие определения дают толковые словари. По Ушакову, например, интерес - это "внимание, возбуждаемое по отношению к кому-нибудь или чему-нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таким; предмет, тема, приковывающая, возбуждающая внимание". То есть в широком толковании интерес отражает степень внимания к некоему предмету.

Под ИНТЕРЕСАМИ также понимаются определенные выгоды, которые человек или группа получают или ожидают получить от какого-либо дела, либо польза, смысл чего-то.

Под словом "интересы" также могут подразумеваться нужды, стремления, ПОТРЕБНОСТИ.

Как видно, слово "интерес" отражает как потребностную, так и познавательную активность человека, как его стремление узнать, открыть что-то новое, так и его нацеленность на что-то осмысленное и полезное, а также на некую для себя выгоду.

Попробуем разобраться с этим непростым, но столь важным понятием. Почему важным? Как отмечают философы и психологи, экономисты и социологи, интерес является одним из важнейших побудительных факторов человеческой активности, поскольку несет мощный позитивный эмоциональный заряд. Интересы к различным аспектам и делам собственной жизни повышают самоуважение человека и приносят ему ощущение РАДОСТИ и полноты жизни. Увлеченность тем, что человеку действительно интересно, прибавляет ему сил и энергии.

К. Гельвеций подчеркивает, что духовный мир подчинен закону интереса: „интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета“. Здесь можно четко выделить две составляющие интереса: отношение к некоему предмету (что меняет перспективы его восприятия, помогая раскрывать новые его стороны) и возможность реального изменения этого предмета, то есть его преобразования.

Как мы знаем, преобразование мира (неважно, окружающего или своего внутреннего мира) осуществляется в рамках деятельности (ВОЛЕВОЙ АКТ), являющейся отражением некой потребности человека, что сопровождается переживаниями (весьма положительно окрашенными в случае УСПЕХА).

Итак, для интереса непременными являются два обстоятельства:

наличие некой потребности

и положительное переживание этой потребности (и человек стремится продлить или вновь пережить эти ощушения, вызванные переживанием интереса).

Предлагаю начать рассмотрение с уровня ПОТРЕБНОСТЕЙ. По словам Д.Н.Узнадзе, «ничто так не специфично для живого существа, как наличие у него потребностей и необходимость самому заботиться об их удовлетворении».

 

***


Когда человек оказывается заинтересован в удовлетворении той или иной потребности? Когда он осознал как саму потребность (включая осознание необходимости личного участия в удовлетворении потребности), так и способ ее удовлетворения (включая стремления, желания, намерения, цели своей активности).

Именно благодаря интересу, отмечает Иммануил Кант, «разум становится практическим, то есть становится причиной, определяющей волю“. Согласно А.М.Гендину, именно в интересе «совершается начальный этап отражения потребности и ее преобразование в активный побудительный фактор». Появление у человека интереса к кому-либо или к чему-либо создает основу для постановки промежуточных и конечных целей его деятельности, оценки окружающей действительности с позиции поиска оптимальных условий реализации целей и удовлетворения имеющихся потребностей, пишет А.Н.Гончарова.

Интерес (с позиции удовлетворения потребности) нацелен, по мнению Гончаровой, "на преобразование предметов действительности, на приближение их к потребностям субъекта, на овладение условиями существования, т.е. выступает как активная сила, побуждающая людей к сознательной деятельности по преобразованию действительности".

При таком раскладе цели, приковывая внимание человека, становятся предметом его заинтересованности. То, к чему человек испытывает интерес, к чему он эмоционально склоняется, будет затмевать все остальные цели, даже остальные потребности. Своим интересом человек берет в узду импульсы, толкающие его на осуществление каких-либо других действий, могущих отвлечь его от движения к цели.

Крайне важно, что человек должен приложить усилия к достижению поставленной цели. По словам Д.Кикнадзе, беспрепятственное удовлетворение потребности не порождает интереса. Скорее. такое изобилие породит апатию,  расслабленность и скуку. А необходимость приложить усилие, преодолеть препятствия (или даже опасности) придает целенаправленной деятельности нотку азарта.


***


С.Л.Рубинштейн утверждает, что «интерес всегда направлен на тот или иной предмет…, необходимо является интересом к тому или иному объекту, к чему-нибудь или к кому-нибудь: вовсе беспредметных интересов не существует». Когда мы говорили о потребностях, то также отмечали необходимость предмета их удовлетворения. Однако следует указать на то, что если потребность отражает, в конечном счете, отношение человека к предмету, с помощью которого потребность может быть удовлетворена, то интерес представляет собой именно активное отношение человека к процессу и к цели (включая выбор наиболее оптимальных возможностей ее достижения).

Под процессом я имею в виду выбор, по возможности, наиболее устраивающего человека способа удовлетворения его потребности, осуществление деятельности по достижению цели таким образом, который приносил бы, по возможности, наибольшее удовлетворение. Интерес здесь становится как бы зарядом, топливом, мотором ВОЛЕВОГО АКТА, направленного на достижение важной для человека цели (на овладение неким предметом, объектом или на преобразование его).


***


Стремление к осмысленным целям и осмысленная деятельность становятся для человека привлекательными, то есть интересными, дарящими переживания приятного возбуждения, вдохновляющего и зовущего на дела. Мерилом удовлетворения от процесса движения к цели можно считать ощущение РАДОСТИ. Даже скучная сама по себе работа может стать захватывающей, если пробуждается интерес (от самого ли процесса участия в этой работе или от стремления заглянуть в будущее, узнать о плодах этой работы).

Здесь мы приблизились к пониманию ценностного характер интереса. Как отмечает А.Н. Гончарова, "именно через интерес характеризуется отношение человека к окружающему его миру, другими словами, категория интереса отражает отношение человека к таким вещам и явлениям, которые имеют для него определенное значение и наполняют смыслом его существование..., далее, интерес человека к осмысленным целям своей деятельности обеспечивает переживание ЦЕННОСТИ для него этой деятельности".

Гончарова подчеркивает, что ценностью для человека будет не предмет удовлетворения потребности сам по себе, а лишь определенные его характеристики и свойства, которые именно и способтсвуют удовлетворению потребности с помощью конкретной деятельности. Это объясняет, почему разные люди (или даже один и тот же человек в разных обстоятельствах) могут ценить разные предметы, удовлетворяя сходные потребности. Так, можно радоваться и простому куску хлеба, а можно стремиться ко все более изысканным пищевым наслаждениям.

Меняются обстоятельства и возможности, человек приобретает новый опыт, что-то ценное раньше перестает казаться ценным теперь, в то же время возникают новые ценности - и все это находит отражение в появлении новых интересов и угасании прежних, в изменении целей деятельности человека, которая преобразует и окружающий его мир, и его самого. И все это базируется на ценностной позиции человека.

Итак, интерес как ценностная позиция отражает устойчивое положительное эмоциональное отношение человека к некому объекту (в том числе к некой цели своей деятельности), являющемуся для человека ценностью. Это отношение побуждает человека к деятельности, поддерживает активность человека, даже если в процессе возникают трудности или препятствия.

Именно интерес удерживает человека от того, чтобы тот опустил руки и отказался от движения к цели. В то же время именно систематическое удовлетворение той или иной потребности вызывает в человеке положительные эмоции, а следовательно, способствуют появлению интереса как упомянутого выше положительного отношение к объекту или деятельности, удовлетворяющим потребность.

Интерес проявляется сосредоточенностью внимания на важных для человека предмете или деятельности (ФОКУС ВНИМАНИЯ). В то же время не стоит забывать о том, что нередко человек должен сосредоточиваться на вещах совершенно ему не интересных (вследствие некой обязанности или необходимости). Отсутствие интереса делает сосредоточение внимания порой весьма затруднительным. Поэтому нередко спонтанно случается СМЕЩЕНИЕ ФОКУСА ВНИМАНИЯ либо на предметы интересов человека, либо на ФАНТАЗИИ и ОЖИДАНИЯ, связанные с такими интересами. И это смещение внимания происходит тем легче, чем больше тревоги испытывает человек в ФОКУСЕ БЫТИЯ.


***


Появлению интереса-отношения предшествует стадия ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, которая представляет собой свойственную многим высшим животным ориетировочную реакцию, позволяющую открывать и познавать мир. Сначала интересно (любопытно) узнать, что это и как, и каким образом может быть полезно. Потом "открытый" объект (или явление) используется для удовлетворения той или иной потребности. Если реакция положительная, то эмоциональная память закрепляет за этим объектом определенную ценность для человека, которая и порождает к этому объекту (или явлению) интерес-отношение.

Кстати, известно, что память именно тогда хорошо работает, когда человек испытывает сильный и непосредственный интерес к происхдящему.

Интерес к познанию при этом не исчезает, переключаясь на новые, еще не исследованные уголки. Но даже при вполне привычном удовлетворении потребностей интерес-любознательность в отношение к уже знакомым объектам и процессам может не ослабевать (а что будет, если я сделаю не так, а иначе?). Это не только поддерживает в человеке жажду эксрериментаторства и новаторства, но и способствует процессу ПОНИМАНИЯ мира и себя в мире.


***


Интерес, таким образом, можно считать эмоциональной составляющей базовой ПОТРЕБНОСТИ В ПОЗНАНИИ. Человек, познавая, ориентируется в мире, узнает новые факты о своей реальности. Интерес стимулирует познавательную активность в том направлении, в котором интерес наиболее выражен. Даже запоминание и систематизация новых сведений будут затруднены, если человек не испытывает к этому интереса, если эти факты эмоционально не значимы для человека.


***


Еще одним аспектом интереса является интерес к другим людям (см. ОТНОШЕНИЯ И ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ). Как только он появляется в отношение какого-то человека, то в нем мы начинаем видеть все больше привлекательных сторон. В основе этого лежит "открытие" другого, его ПОСТИЖЕНИЕ. Интерес, таким образом, является одной из основ БЫТИЙНОЙ ЛЮБВИ.

Тот, кто нам по-настоящему интересен, получает иммунитет от возможной НЕНАВИСТИ, НЕТЕРПИМОСТИ и ПРЕДРАССУДКОВ – потому что интерес к человеку делает его индивидуальностью для нас. Ны этом основаны, в частности, различные проекты деэскалации ненависти между социальными или национальными группами: встреча еще недавних врагов, способствуя пробуждению взаимного интереса, помогает разрешить многие конфликты.


***


И, наконец, пожалуй один из важнейших аспектов интереса. Интерес человека к самому себе, к собственным чувствам, переживаниям, желаниям, мотивам своих поступков. Этот интерес требует от человека честности, поскольку подсознание очень изощренно и может весьма преуспеть в сокрытии от воспринимающего "Я" то, что может быть стыдно, страшно или (чаще лишь по мнению самого человека) опасно. Но живой интерес к самому себе, основанный на жажде СТАНОВЛЕНИЯ, раскрытия собственных потенциалов, САМОАКТУАЛИЗАЦИИ в состоянии помочь человеку побороть сопротивление своего подсознания и смело взглянуть в глаза самому себе, своей САМОСТИ.