quote Личность в каждое мгновение своего существования находится в процессе
становления, так как личность... только тогда является таковой, когда она
идет к тому, чтобы стать личностью
Серен Кьеркегор

Интенциональные решения в модусе бытия

«Не понимаю, что делаю;
потому что не то делаю, что хочу,
а что ненавижу, то делаю…
Доброго, которого хочу, не делаю,
а злое, которого не хочу, делаю»
Апостол Павел

Это высказывание свидетельствует о том, что не всегда и не все поступки человека зависят от его осознанных желаний. Имеются еще и неосознанные стремления, которые вносят „поправку“ (не всегда благоприятную) в его намерения, и импульсы, которые противоречат исповедуемым человеком принципам добра. Мотивы человеческого поступка можно сравнить со слоеным пирогом, когда истинный мотив, истинное (основополагающее, направляющее) намерение скрыто глубоко внизу под кремами, украшалками, коржами…И далеко не всегда удается добраться до „нижнего коржа“. Попробуем все же разобраться в этой „мешанине“ подробнее.

Каждое событие имеет свою причину, но в стечении обстоятельств, предшествующих событию, может быть множество факторов, каждый из которых (или ич совокупность) могут стать причиной последующего события, пишет Эрих Фромм. Одним из таких факторов является и действие самого человека, опирающееся на другие существующие на данный момент обстоятельства. Фромм подчеркивает, что именно от человека может зависеть то, какая из возможных причин станет действующей причиной. А это, в свою очередь зависит от того, сознает ли человек, в какой момент принимает он свое решение. Именно здесь кроется великая тайна свободы: „нет ничего, что бы не имело своей причины, но не все жестко предопределено“ (Фромм). Человек становится важнейшей ПРИЧИНОЙ перемен.

Эрих Фромм подчеркивает, что в каждом человеке имеется немалый потенциал сил архаических сил, то есть склонности поступать вразрез своей человеческой сущности, в угоду своей „животной“ природе. Даже в современном обществе люди могут выражать свою приверженность прогрессивным и гуманитарным идеям, однако эти идеи часто не имеют для них никакого особенного значения, не становятся частью их системы ценностей, не интегрируются в их совести. Поэтому такие люди движимы живущими в глубинах их подсознания архаическими импульсами.

Любой (или почти любой) человек, считает Фромм, „может регрессировать к архаическому ориентированию или двигаться в направлении полного прогрессивного раскрытия личности“. Иными словами, человек свободен не только в выборе тех или иных возможностей, но также и в выборе в пользу добра или зла.

Эрих Фромм призывает людей быть честными в осознании своей ситуации, поскольку именно подобный подход „благоприятствует свободе выбора, принятии решения в пользу лучшего, а не худшего“. Это помогает даже когда, когда человек находится под влиянием иррациональных сил, буквально толкающих его на какое-то действие. Фромм подчеркивает, что перед принятием решения необходимо:

1 осознание того, что хорошо и что плохо для человека;
2 осознание того, какой способ действия в конкретной ситуации подходит для достижения желаемой цели;
3 осознание сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, то есть об осознании собственных неосознанных желаний;
4 осознание реальных возможностей, между которыми есть выбор;
5 осознание последствий, которые повлечет за собой решение в том или другом случае;
6 осознание того, что осознание, как таковое, нам не поможет, если оно не идет рука об руку с желанием действовать, с готовностью взять на себя боль и лишения, неизбежные, если действовать наперекор своим страстям.

Будучи „вооруженным“ такими принципами выбора и решения, человек в состоянии принять наилучшее решение в каждой конкретной ситуации. Вспомним, кстати, Ролло Мэя, который утверждал, что даже в ситуации, казалось бы предопределенной, человек может сделать паузу (пусть даже и очень короткую), чтобы решить, в пользу какого вектора „неизбежности“ склониться. Этим выбором человек определяет дальнейшее движение своей истории.

„Любой человек, даже ребенок, должен сам делать свой выбор, - пишет Абрахам Маслоу, - Никто не должен решать за него слишком часто, потому что от этого человек теряет силы, веру в себя и, отчасти, свою способность получать внутреннее удовольствие в своем опыте, лишается своих импульсов, своего отношения ко всему, своих чувств и способности отличать их от требований других людей“. Кроме всего прочего, человек, самостоятельно решая стоящие перед ним проблемы, не только осознает ич, но и обретает новые СМЫСЛЫ.


***


Мне бы хотелось подчеркнуть, что человек, живя в МОДУСЕ БЫТИЯ, на путях собственного становления, реализует не только свои внутренние задатки, но и то, что я называю его естественными правами. На первый взгляд, это никакие не права. Это, скорее, констатация того, что человек может действовать и принимать решения свободно, но в то же врмя он не всегда может делать все идеально и все держать под контролем. Однако для человека, уверенного в том, что он именно ДОЛЖЕН всегда поступать исключительно так, а не иначе, а именно - делать все идеально и все держать под контролем, всегда добиваться своего, - возможность обратного является именно правом.

Давайте рассмотрим эти права.

 

ПРАВО НА ПОСТУПОК

По словам Ж.-П. Сартра человек "приговорен к СВОБОДЕ", то есть никто не может избавить его от необходимости осуществлять выбор и принимать решения. Но каждый из нас, однако, находится в той или иной степени под влиянием неких внутренних ЗАПРЕТОВ. Гнездящиеся в СУПЕР-ЭГО голоса прошлого не позволяют человеку в некоторых ситуациях принимать самостоятельные (расходящиеся с этими внутренними требованиями) решения.

Конечно, когда-то человек (будучи еще ребенком) не мог поступить вопреки всесильным взрослым. Ведь за каждый проступок грозило наказание. Но, сам став взрослым, человек должен критично относиться к тому, что скопилось в его "наказывающей совести". ПОДЛИННОЕ Я человека, требуя своего развитиа и СТАНОВЛЕНИЯ, подталкивает человека к ОСМЫСЛЕННЫМ поступкам, основывающимся на ЦЕННОСТЯХ, интегрированных в его БЫТИЙНОЙ СОВЕСТИ.

Иными словами, человек вправе поступать свободно, не взирая на сдерживающие его внутренние тапреты, ставшие уже давно лишь помекой на пути его становления.

ПРАВО НА ОШИБКУ

При реализации планов, свободно выстраиваемых и реализуемых человеком, могут, конечно, случаться „проколы“. Ведь никогда нельзя все полностью просчитать и предвидеть. И вины человека здесь нет, при условии, конечно, что все решения и выборы его были свободными и ответственными. Иными славами, человеку свойственно ошибаться. Ж.-П. Сартр указыварет, однако, что ошибку, совершенная „искренне или в самообмане“, нельзя назвать ошибкой оценки объективной ситуации. Ведь человек не хочет своим свободным и честным выбором привнести в мир следствия, абсолютно противоположные тем, которые хотел бы получить. Иными словами, пишет Сaртр, человек может ставить перед собой сознательно, то есть свободно, проекты, которые противоречат его первоначальному проекту, при этом не стараясь его фундаментально изменить.

Итак, если человек выбрал МОДУС БЫТИЯ, он должен мириться с тем, что ему никогда не удастся принять однозначно правильное и безупречное решение, он никогда не сможет до конца разобраться со своими мотивами (желаниями, импульсами, стремлениями). Это значит, что он имеет право на ошинку – но при условии, что он к любому решению подходит ответственно и честно, делает каждый выбор свободно.


ПРАВО НА ОГРАНИЧЕННОСТЬ СОБСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Мы уже говорили о том, что человеку приходится действовать в определнных рамках. То есть, выбор ограничен тем арсеналом возможностей, которые Эрих Фромм называет “РЕАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ”. Человек в ФОКУСЕ БЫТИЯ имеет то, что предосзавляет ему его “здесь и сейчас”. Я назвал этот набор обстоятельств момента МАТРИЦЕЙ СУДЬБЫ.

Действуя в рамках своей СУДЬБЫ, человек все же не становится рабом ограничений. Он СВОБОДЕН в своем выборе того, что реально возможно выбрать. Сломать рамки невозможно. Этот факт конфронтирует человека с пониманием того, что он не всесилен.

Однако своими целенаправленными поступками человек может расширять рамки своей судьбы, превращаясь в ее творца. Но для этого он должен признать за собой право не быть “всемогущим”.


ПРАВО БЫТЬ СОБОЙ

Как мы уже не раз отмечали, ИДЕАЛЬНОЕ Я человека требует от него доказательств того, что он именно таков, каким он ДОЛЖЕН быть. Для этого человек из кожи вон лезет, чтобы поступками своими создать видимость собственного соответствия требованием его ГОРДЫНИ.

Эти поступки зачастую наносят немалый вред и другим людям, и самому человеку: человек поступает нередко в нарушение ПРИНЦИПОВ СПРАВЕДЛИВОСТИ, преумножая в мире ЗЛО; своими потугами он зачастую мешает развитию собственных задатков, не давая себе САМОАКТУАЛИЗИРОВАТЬСЯ и выполнять собственное ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ.

Поэтому неотъемлемым правом человека, живущего в МОДУСЕ БЫТИЯ, будет право прислушиваться к голосу своего ПОДЛИННОГО Я, отказываясь от требований своей гордыни, своего ИДЕАЛЬНОГО Я. Это право дается нелегко и требует от человека МУЖЕСТВА БЫТЬ СОБОЙ.