quote Воображение есть один из путей прорыва из этого мира в мир иной.
Вы вызываете в себе образ другого мира
Николай Бердяев

Интерес в модусе бытия

"СЧАСТЬЕ человека зависит,
в конечном счете, от удачного выбора
соответствующего эталона интересов"
Х.Д.Картер

ИНТЕРЕС проявляет себя в МОДУСЕ БЫТИЯ в виде „предельного внимания“ (выражение Пауля Тиллиха), когда внимание человека привлечено к ФОКУСУ БЫТИЯ, а сам человек при этом переживает состояние эмоциональной вовлеченности. Важнейшими признаками бытийности будут осознанность человеком (настолько, насколько это в данной ситуации возможно) своих желаний и намерений, того, что он делает „здесь и сейчас“, что и как он хочет предпринять (цели и средства) и во имя чего (СМЫСЛ ситуации и поступка). То есть человек действует не только осознанно, но и осмысленно, опираясь на свои ЦЕННОСТИ и прислушиваясь к своей СОВЕСТИ.

Инетерс к поставленным целям и к процессу их достижения в рамках осмысленной деятельности проявляется чувством РАДОСТИ, которая порождает, поддерживает и усиливает интерес, а также дарит человеку переживание СЧАСТЬЯ.

Происходит это примерно так. Человек, пытаясь адаптироваться к условиям окружающего мира, выбирает себе те или иные виды занятий, пишет Х.Д. Картер. В этой адаптации человек находится в ограничивающих рамках как внешней реальности (включая запреты и требования окружения), так своими внутренними ограничениями (способности, физическое и психическое состояние). Если в силу определенных причин адаптация не удается, то человек предпринимает другую попытку (в оптимальном случае человек не будет бесконечно толкаться в запертые двери, а попытается найти иной путь, иную деятельность).

"За счет успешной адаптации достигается удовлетворение и завоевывается определенный статус, - пишет Картер, - у человека формируется интерес к определенной деятельности". В итоге человек будет стремиться закреплять и совершенствовать свои успехи в той области, которая стала сферой его интересов. Одновременно происходит процесс ИДЕНТИФИКАЦИИ себя со своим делом и с той социальной группой, в рамках которой эта деятельность осуществляется (ролевая принадлежность). Это сказывается на дальнейшем выборе вариантов поведения. И крайне важно, что "с развитием интересов расширяется жизненный кругозор, увеличивается число степеней свободы, временная перспектива", пишет У.Ледерле Шенк.

Интересы оказываются очень чувствительными эталоном оценки человеком своего бытия, поскольку, как утверждает Е.К. Стронг, "интересы являются индикаторами не объективных достижений в какой-либо области, а удовлетворенности от деятельности; интересы часто ориентируются не на саму деятельность, а на ее социальную оценку; они только изредка соотносимы с УСПЕХОМ".


***


Познавательный интерес будет проявляться в бытийном модусе в форме ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ.

Конечно человеку для обеспечения жизнедеятельности нужны ресурсы, способные обеспечить удовлетворение его базовых потребностей (будь то еда, кров, зашищенность). Эти ресуры, гарантирующие выживание и оптимальное функционировасние, являются ценностями, поэтому входят в сферу интересов человека на чисто биологическом уровне: не выживший не может жить.

Стремление обеспечить себя подобными ресурсами может осуществляться без оглядки на ближнего – по принципу „человек человеку волк“. Но человек, проживающий в модусе бытия, не может игнорировать то, что его ближний, также как и он сам, не хочет испытать на себе несправедливое обращение, то есть быть обделенным, обманутым, обокраденным, притесненным, убитым. Другой имеет точно такие же интересы, как и ты сам!


***


Я хочу все же подчеркнуть, что никоим образом не призываю жить исключительно в модусе бытия. Это попросту невозможно. Ведь „ничто человеческое нам не чуждо“, и поэтому беспокойство о будущем всегда свойственно человеку. А значит каждый человек будет в той или иной степени стремиться обеспечить себе какие-то гарантии на будушее (например, сделать накопления, заключить страховки – другое дело, что институты, предлагающие эти услуги, частенько эксплуатируют чувства людей и не могут окончательно гарантировать то, что обещают). То есть МОДУС ОБЛАДАНИЯ неискореним, а поэтому и допустим – покуда он не отравляет и не подменяет собой модус бытия, покуда следование ему не преумножает ЗЛО.