quote Человек не обладает сущностной природой: он обладает лишь возможностью
сделать из себя то, что захочет. Человек сам создает то, что он есть
Пауль Тиллих

Патологический нарциссизм

Если развитие самости застывает на одной из описанных выше ранних фаз, развивается патология нарциссизма.

Здоровая САМОСТЬ включает в себя либидинозные и агрессивные составляющие (то есть позитивно и негативно заряженные отношения ребенка к объектам). При этом здоровая самость может интегрировать эти составляющие, что выражается в том, что ребенок способен принимать свои собственные чувства в отношение этих объектов. В противоположность этому, патологическая «грандиозная» самость не способна к такой интеграции, что выливается, в частности, в приписывание собственных негативных переживаний внешним источникам.

Нормальный нарциссизм, таким образом, – это либидинозный компонент нормальной интегрированной самости. Патологический нарциссизм представляет собой состояние, когда грандиозная самость вырастает из конфликта либидинозных и агрессивных компонентов – то есть (говоря обыденным языком) из конфликта любви и ненависти.

Патологический нарциссизм во взрослом состоянии с его потребностью величия и всемогущества характерен проявлениями нарциссической ярости, агрессивности, конфликтности и защитных реакций в тех случаях, когда нарциссические потребности не удовлетворяются (фрустрируются).

Людей с патологическим нарциссизмом отличает ощущение всемогущества и грандиозности (омнипотенция), с одной стороны, и чувство неполноценности и стыда, с другой. Так проявляет себя ПАТОЛОГИЧЕСКИ ГРАНДИОЗНАЯ САМОСТЬ, которая, в силу своей расщепленности, не может обеспечивать цельность личности человека.

ПАТОЛОГИЧЕСКИ ГРАНДИОЗНАЯ САМОСТЬ ПРОЯВЛЯЕТСЯ У ЛЮДЕЙ С ПАТОЛОГИЧЕСКИМ НАРЦИССИЗМОМ В СЛЕДУЮЩЕМ:

  • Недостаточная эмпатия не дает нарциссисту возможности вчувствоваться в ощущения других людей, оценивать их эмоциональное состояние. Другие остаются поэтому для нарциссиста как бы „нелюдьми“, поскольку он „отказывает“ им в наличии чувств. Такое отношение позволяет делать с другими, что угодно („нелюдям, бесчувственным не может быть больно“).
  • Претенциозное мышление лишает человека критического взгляда как на реальность, так и на собственные реальные возможности. Ему кажется: „все по плечу, все подчинится моей воле, я все смогу и всего достигну“. Это мышление можно назвать также ЖЕЛАЮЩИМ МЫШЛЕНИЕМ.
  • Псевдология – человек старается "пере-представить" себе отдельные ситуации с точки зрения своей грандиозности. Он фактически подтасовывает свои воспоминания о произошедшем и свое видение настоящего. В диалогах с другими людьми это может принимать форму бессовестной ЛЖИ (при этом сам человек часто верит в свою версию, тем самым демонстрируя полное игнорирование реальности).
    Функционализирование отношений - эксплуататорское и безрассудное качество межчеловеческих отношений: другие люди, попадающие в орбиту такого человека, будут оцениваться с точки зрения их полезности или опасности.
  • Сильные манипулятивные тенденции выражаются в стремлении сломить ВОЛЮ другого человека и подчинить его собственной воле. Так, патологический нарциссист склоняет другого участвовать (как бы добровольно) в реализации тех или иных своих планов или в удовлетворении своих болезненных (дефицитарных) ПОТРЕБНОСТЕЙ.
  • Предложения помощи извне будут обесцениваться и отвергаться в ранящей и обидной форме. Сам человек будет жутко обижен фактом предложения помощи, поскольку это означает, что другой не видит его всесилия и всемогущества.
  • Заносчивость в отношениях с другими людьми отражает переживаемое человеком своей грандиозности и всемогущества, по сути - своего превосходства над другими. Даже если и найдется кто-то, кого человек сочтет выше себя, все же этот кто-то будет служить ему в значительной степени лишь инструментом для укрепления его превосходства.
  • Основой ощущения вседозволенности является во многом именно ощущение собственного превосходства. Но для того, чтобы человек мог спокойно поступать несправедливо и творить зло, необходимым условием является отсутствие зрелой СОВЕСТИ, наделяющей человека качествами МОРАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ. Поэтому бессовестность является непременным спутником таких людей.

***

При патологическом нарциссизме самость начинает наполняться объектами, которые „мешают“ человеку чувствовать свою всесильность. Так, например, предшественники супер-эго могут отвергаться наряду с отвержением самих образов строгих родителей (отвергнутый объект). Свойства ПОДЛИННОГО Я, не соответствующие требованиям патологической грандиозной самости, также будут отвергаться и отторгаться подальше от требовательного и амбициозного ИДЕАЛЬНОГО Я.

Наглядно этот процесс можно увидеть в презентации РАЗВИТИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО НАРЦИССИЗМА.

Смотрите для большего понимания также презентацию ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЗДОРОВОЙ САМОСТИ.