quote Если моё Я – это то, что я ЕСТЬ, а не то, что я ИМЕЮ, то никто не может
угрожать моей безопасности и идентичности
Эрих Фромм

Тщеславие как ложная самооценка

Еще Уильям Джеймс отмечал, что САМООЦЕНКА бывает двух родов: удовлетворенность собой и недовольство собой. Как мы уже отмечали в соответствующем разделе, реальная позитивная самооценка повышает жизненный тонус человека, дает ему силы и радость для СТАНОВЛЕНИЯ, если же человек недоволен собой, то реальная самооценка поможет ему исправить ошибки.

Абрахам Маслоу считает стремление человеку к положительной самооценке проявлением одной из важнейших базовых потребностей - потребности в оценке, уважении. Удовлетворение этой потребности порождает у человека "чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире; неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы".

Иными словами, реальная самооценка является основой здорового функционирования человеческой психики, его способности к постановке и достижению реальных целей.

Маслоу, ссылаясь на других исследователей человеческого "Я", подчеркивает опасность "нереалистической самооценки – самооценки, построенной только на основании суждений окружающих и утратившей связь с реальными способностями, знаниями и умениями человека". Он утверждает, что "самооценка лишь тогда будет устойчивой и здоровой, когда она вырастает из заслуженного уважения, а не из лести окружающих, не из факта известности или славы".

Эрих Фромм, говоря о ЗЛОКАЧЕСТВЕННОМ (патологическом) НАРЦИССИЗМЕ, указывает: "его предметом является не то, что человек делает или производит, а то, что он ИМЕЕТ, например собственное тело, внешний вид, здоровье, богатство и т. д.". В этой связи следует особо подчеркнуть, что стремление к обладанию свойственно для людей с самоуважением, основанном на внешней оценке: обладание некой "сущностью", которую окружающие могут уважать. Это стремление нередко заставляет человека видеть такую достойную уважения сущность даже там, где ее вовсе нет - то есть, по сути, выдумывать ее и служить ей.

Итак, говоря о тщеславии и гордыне, важно понимать, по поводу чего человек испытывает самодовольство и чем именно человек недоволен. То есть на первое место выходит вопрос: "что человек понимает под "собой" - свое ПОДЛИННОЕ Я или свое ИДЕАЛЬНОЕ Я?". Поэтому Абрахам Маслоу призывает "четко понимать разницу между самим достижением и связанным с ним чувством компетентности, между тем, что обретено исключительно усилием воли, напористостью, ответственным отношением к делу, между тем, что пришло к вам в результате осуществления ваших естественных, спонтанных склонностей, что даровано вам вашей природой, конституцией, биологическим предназначением, судьбой, или, говоря словами Хорни, вашим реальным Я, - и идеализированным псевдо-Я".

Если человек начинает служить своему ИДЕАЛЬНОМУ Я, то все, что противоречит его представлениями о себе идеальном, будет беспощадно подавляться. В угоду своей гордыне человек будет ненавидеть и преследовать свое ПОДЛИННОЕ Я, что будет идти вразрез с возможностью СТАНОВЛЕНИЯ. Недаром Карен Хорни пишет: "чем больше сил отбирает на службу себе гордыня, тем меньше сил остается для конструктивного влечения к самоосуществлению".

Человек, стремящийся всеми силами сделать из себя то, к чему призывает его гордыня, борется с собственной природой. Он хочет быть Богом, построить для себя рай на земле. Но, по словам Карен Хорни, "царство небесное - внутри нас, его не затолкнуть в нас снаружи". Под "царством небесным" она имеет в виду гармонию и мир в душе, которые основываются на следовании собственной природе, на развитии собственных задатков - то есть, на становлении ПОДЛИННОГО Я.