quote Тревога представляет реалии свободы как сочетание потенциальных
возможностей до того, как эта свобода будет материализована
Серен Кьеркегор

Тщеставие как ложная самооценка

Еще Уильям Джеймс отмечал, что САМООЦЕНКА бывает двух родов: удовлетворенность собой и недовольство собой. Как мы уже отмечали в соответствующем разделе, реальная позитивная самооценка повышает жизненный тонус человека, дает ему силы и радость для СТАНОВЛЕНИЯ, если же человек недоволен собой, то реальная самооценка поможет ему исправить ошибки.

Абрахам Маслоу считает стремление человеку к положительной самооценке проявлением одной из важнейших базовых потребностей - потребности в оценке, уважении. Удовлетворение этой потребности порождает у человека "чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире; неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы".

Иными словами, реальная самооценка является основой здорового функционирования человеческой психики, его способности к постановке и достижению реальных целей.

Маслоу, ссылаясь на других исследователей челоеческого "Я", подчеркивает опасность "нереалистической самооценки – самооценки, построенной только на основании суждений окружающих и утратившей связь с реальными способностями, знаниями и умениями человека". Он утверждает, что "самооценка лишь тогда будет устойчивой и здоровой, когда она вырастает из заслуженного уважения, а не из лести окружающих, не из факта известности или славы".

Эрих Фромм, говоря о ЗЛОКАЧЕСТВЕННОМ (патологическом) НАРЦИССИЗМЕ, указывает: "его предметом является не то, что человек делает или производит, а то, что он ИМЕЕТ, например собственное тело, внешний вид, здоровье, богатство и т. д.". В этой связи следует особо подчеркнуть, что стремление к обладанию свойствено для людей с самоуважением, основанном на внешней оценке: обладание некой "сущностью", которую окружающие могут уважать. Это стремление нередко заставляет человека видеть такую достойную уважения сущность даже там, где ее вовсе нет - то есть, по сути, выдумывать ее и служить ей.

Итак, говоря о тщеславии и гордыне, важно понимать, по поводу чего человек испытывет самодовольство и чем именно человек недоволен. То есть на первое место выходит вопрос: "что человек понимает под "собой" - свое ПОДЛИННОЕ Я или свое ИДЕАЛЬНОЕ Я?". Поэтому Абрахам Маслоу призывает "четко понимать разницу между самим достижением и связанным с ним чувством компетентности, между тем, что обретено исключительно усилием воли, напористостью, ответственным отношением к делу, между тем, что пришло к вам в результате осуществления ваших естественных, спонтанных склонностей, что даровано вам вашей природой, конституцией, биологическим предназначением, судьбой, или, говоря словами Хорни, вашим реальным Я, - и идеализированным псевдо-Я".

Если человек начинает служить своему ИДЕАЛЬНОМУ Я, то все, что противоречит его представлениями о себе идеальном, будет беспощадно подавляться. В угоду своей гордыне человек будет ненавидеть и преследовать свое ПОДЛИННОЕ Я, что будет идти вразрез с возможностью СТАНОВЛЕНИЯ. Недром Карен Хорни пишет: "чем больше сил отбирает на службу себе гордыня, тем меньше сил остается для конструктивного влечения к самоосуществлению".

Человек, стремящийся всеми силами сделать из себя то, к чему призывает его гордыня, борется с собственной природой. Он хочет быть Богом, построить для себя рай на земле. Но, по словам Карен Хорни, "царство небесное - внутри нас, его не затолкнуть в нас снаружи". Под "царством небесным" она имеет в виду гармонию и мир в душе, которые основываются на следовании собственной природе, на развитии собственных задатков - то есть, на становлении ПОДЛИННОГО Я.