quote Мы живём, ожидая, что когда-то наступит жизнь, а потом оказывается,
что мы не ждали – а жили…
Сахновский, "Насусшные нужды умерших"

Тщеставие как суррогат смысла

Наличие или ощущение СМЫСЛА является одним из важнейших условий полноценной жизни. Напомню, что смысл невозможно создать искусственно. Он всегда уникален, поэтому его можно только открыть для себя в процессе проживания своего бытия (МОДУС БЫТИЯ), прислушиваясь к голосу своего ПОДЛИННОГО Я. Между тем, человек, склонный к ОБЛАДАНИЮ, будет стремиться создавать искусственные смыслы, опираясь на искусственные ЦЕННОСТИ (см. ТЩЕСЛАВИЕ КАК ИСКУССТВЕННАЯ МОРАЛЬ).

Согласно Абрахаму Маслоу, потребность в признании является базовой потребностью человека: "каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя". Одним из проявлений этой потребности являются желания и стремления, связанные с понятием "достижение", ибо, как заявляет Маслоу, "человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы".

То есть, если обратиться к словам У. Джеймса, "нормальным возбудителем самочувствия является для человека его благоприятное или неблагоприятное положение в свете - его УСПЕХ или неуспех". Человек стремится к успеху, стремится превзойти в этом своих собратьев.

Альфред Адлер указывает на то, что человеку свойственно стремление к превосходству, более того, "фактически, именно оно формирует разум и психику человека: жизнь — это достижение цели или формы, а стремление к превосходству — это движущая сила для достижения формы, это своего рода поток, несущий вперед весь материал, который он может найти".

Эрих Фромм, говоря о ЗДОРОВОМ НАРЦИССИЗМЕ, подчеркивал, что "энергия, побуждающая к работе, в основном нарциссична по своей сути, но именно потому, что сама работа вызывает необходимость поддерживать отношения с реальностью, нарциссизм находится в определенных границах". То есть человек творческий и стремящийся к самосовершеснтвованию, не будет страдать от излишней гордыни. Для него смысл открывается в том, что он хорошо умеет делать: даже если он переполнен гордости за свою работу, "его исключительный интерес к своей работе и к своему достижению постоянно находит противовес в его интересе к продвижению самой работы и к материалу, с которым он работает".

Абрахам Маслоу пишет по этому поводу: "ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник – писать картины, а поэт – сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой". Человек обязан быть тем, кем он может быть, подчеркивает Маслоу. Он уверен: человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе и стремится к этому. Это стремление Маслоу назвал потребностью в САМОАКТУАЛИЗАЦИИ, имея под ней в виду "стремление человека к самоосуществлению, к воплощению в действительность потенциально присущих ему возможностей..., стремление к самотождественности, самобытности".

Альфред Адлер подчеркивает, что если человек удовлетворен своим нынешним положением дел, то в нем не должно быть места для стремления превосходить. Удовлетворенный собой человек не будет ставить во главу угла желание во что бы то ни стало добиваться УСПЕХА.

Тут-то мы подходим вплотную к проблеме тщеславия, которое "заставляет" человека быть постоянно недовольным тем, что имеется в наличии, тем, что человек есть на самом деле. Человек, обуянный гордыней, не видит смысла в том, чтобы БЫТЬ СОБОЙ. В результате запускается механизм бесконечной погони за превосходством, славой и успехом, который, как мы знаем, является одним из самых распротраненных СУРРОГАТОВ СМЫСЛА.

Иными словами, тщеславный человек, человек обуянный гордыней, смысл своей жизни видит в УСПЕХЕ, который он понимает как достижение превосходства над другими - но не за счет реализации задатков своего ПОДЛИННОГО Я, а преследуя интересы своего ИДЕАЛЬНОГО Я.