quote Мы живём, ожидая, что когда-то наступит жизнь, а потом оказывается,
что мы не ждали – а жили…
Сахновский, "Насусшные нужды умерших"

Ненависть к себе

„Мы ненавидим себя не потому, что ничего не стоим,
а потому, что нас тянет вылезти из кожи,
прыгнуть выше головы.
Ненависть происходит от расхождения между тем,
кем я мог бы быть,
и тем, что я из себя представляю“
Карен Хорни

ЖИЗНЕННЫЙ ПЛАН гордеца представляет собой погоню за химерами. По словам Карен Хорни, возвеличенное Я человека „становится не только призраком, за которым он гонится, оно становится мерой, которой мерится его наличное существо“, его подлинная сущность. И это „НАЛИЧНОЕ СУЩЕСТВО, рассматриваемое с точки зрения богоподобного совершенства [с точки зрения его ГОРДЫНИ], предстает таким невзрачным, что человек не может не презирать его, пишет Хорни“. Хуже того: подлинная сущность человека, то, чем он является в действительности, „продолжает мешать ему, причем значительно мешать в его погоне за славой, и поэтому он обречен ненавидеть "его", то есть – самого себя“.

„Ненависть к себе является не только результатом самовозвеличивания, но и служит для его поддержания, - пишет Хорни, - служит влечению воплотить ИДЕАЛЬНОЕ Я и обрести цельность на подобном возвышенном уровне, исключая все, что этому противоречит“, включая и ПОДЛИННОЕ Я человека.

Карен Хорни видит причину ненависти гордеца к себе в том, что гордыня человека рассматривает в качестве главного препятствия на пути к торжеству своих требований в первую очередь подлинную сущность человека, его реальные способности и возможности. ИДЕАЛЬНОЕ Я считает, что взлететь к высотам славы ему мешает именно ПОДЛИННОЕ Я человека. Ведь сколько бы человек ни пытался относиться к себе, как к бесплотному духу, его жизнь и, следовательно достижение славы зависит от ПОДЛИННОГО Я, пишет Хорни:.

„Если он убьет ненавистное [ПОДЛИННОЕ] Я, он убьет и возвышенное [ИДЕАЛьНОЕ] Я. Эта зависимость делает ненависть к себе более жестокой и беспощадной, как это бывает в случае любой бессильной ярости“. Подлинная сущность человека „становится досадной, оскорбительной помехой, чужим человеком, с которым случайно оказалось связанным идеальное я, и оно оборачивается к этому чужаку с ненавистью и презрением“. ПОДЛИННОЕ Я «становится жертвой возгордившегося ИДЕАЛЬНОГО Я, - пишет Хорни, - идет война. Человек воюет с самим собой“.

Гордыня всегда найдет, за что наказать человека. По словам Хорни, „даже если он функционирует, как хорошо смазанная машина, все равно остаются ограничения – времени, сил, терпения - ограничения любого человека“. Так что ненависть к самому себе гордецу обеспечена (в большей или меньшей степени), по сути, всегда и при любых обстоятельствах.

Карен Хорни приводит стихотворение Христиана Моргенштерна "Растет моя горечь" (сборник "По многим путям", Мюнхен, 1921), где очень точно изображена природа ненависти человека к самому себе:

Я стану жертвой самого себя –
Во мне живет другой, тот, кем я мог бы быть,
И он меня пожрет в конце концов.
Он словно конь, что вскачь летя,
Волочит по земле беднягу, к нему привязанного,
Словно колесо, в котором я верчусь, не взвидя света.
Он фурии подобен, что вцепилась
В окаменевшую от страха жертву. Он – вампир,
Мне сердца кровь сосущий каждой ночью.

***

Карен Хорни описывает центральный конфликт, имеющий место в душе гордеца:

„Это конфликт между гордыней и ПОДЛИННЫМ СОБОЙ. по мере того как слабеет гордыня и человек становится ближе к самому себе, начинает понимать, что он чувствует, знать, чего он хочет, постепенно отвоевывает свою свободу выбора, принимает решения и берет на себя ответственность, – противостоящие силы выстраиваются в боевом порядке. Начинается открытый бой гордыни с ПОДЛИННЫМ Я. Ненависть к себе направляется уже не на ограничения и недостатки НАЛИЧНОГО Я [того, что человек реально представляет из себя в настоящий момент], а на вышедшие из подполья конструктивные силы ПОДЛИННОГО Я. Это конфликт между здоровыми и конструктивными и деструктивными силами. За свою жизнь борется самая сердцевина нашего существа, наше ПОДЛИННОЕ Я со своей способностью к росту“.

***

„Ненависть к себе может выражаться в переживании ЧУВСТВА ВИНЫ, которое либо выражается открыто, проявляясь высказываемыми самообвинениями или самооправданиями, либо ВЫТЕСНЯЕТСЯ из сознания, отражая преобладающее в гордеце ощущение своей абсолютной правоты“, пишет Карен Хорни. Результатом самообвинений будет подтачивающее человека ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ.

В следующей статье мы увидим, как еще могут быть ПРОЯВЛЕНИЯ НЕНАВИСТИ К СЕБЕ.


***

„Ненависть к себе всегда жестока и беспощадна, - пишет Карен Хорни, - ее сила или могущество зависит от следующих факторов:

первый – это степень, до которой личность находится под властью своей гордости;

второй – это степень, в которой могут противостоять ненависти к себе конструктивные силы, такие как вера в позитивные жизненные ценности, наличие конструктивных жизненных целей и хотя бы немного теплых чувств, расположения к самому себе

третий фактор, делающий ненависть к себе столь жестокой и беспощадной  - это отчуждение от себя (человек не испытывает никаких чувств к самому себе)“.