quote Взаимная встреча нашей предрасположенности с внешним миром ...
и есть то, что мы называем нашей судьбой или участью
Фриц Риман

Игра и желающее мышление

В пространстве игры как межчеловеческого общения и взаимодействия всегда существуют, как мы уже говорили, определенные правила (РАМКИ СВОБОДЫ) – см. материал ИГРА КАК ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ВОЛЬ. Действие против этих правил способно привести к сиюминутной выгоде (соответственно, за счет других игроков), однако в долгосрочной перспективе следует ожидать ухудшения ситуации не только для других, но и для того, кто нарушил правила. При этом только в чистой игре (в рамках теории игр) всегда ожидается достижение некой равновесной ситуации, так что игра может быть продолжена. В живой же жизни нередко ухудшения ситуации (проигрыши) могут стать фатальными для тех или иных, а то и для всех участников.

Можно с определенной степенью уверенности утверждать, что любые взаимодействия людей по определенным общепринятым (или, по меньшей мере, общеизвестным) правилам есть игра. То есть люди, взаимодействуя друг с другом, преследуя каждый свои цели, вынуждены подстраиваться в большей или меньшей степени под эти правила и под (в конечном счете) ожидания других людей. Я не имею в виду, что каждый должен выполнять прихоти других или быть в их глазах „белым и пушистым“. Я имею в виду ОЖИДАНИЯ каждого, что любой другой не поступит подло, то есть хотя бы не нарушит правила. Здесь мы имеем место с таким отношением к жизни и другим, которое называется ДОВЕРИЕМ.

Желающее мышление делает с человеком удивительные вещи. Так, ориентируясь на ОБЛАДАНИЕ, то есть на то, чтобы добиться своего, достичь своей вожделенной цели любой ценой, человек выпадает из пространства игры в некую грубую и дикую реальность. В этой реальности человек поступает в соответствие со своими импульсами, толкающими его к цели не взирая на средства. Он буквально ломает рамки и напролом бросается к предмету своего вожделения.

Говоря об игре как межчеловеческих взаимоотношениях, Александр Демидов описывает варианты нарушения участниками правил игры:

"Нарушения правил, если это не случайные ошибки, могут быть двух видов: "шулерство" и "бунтарство". Шулер только делает вид, будто играет в ту же игру, что и другие участники, или вообще во что-нибудь играет. По существу, он не признает духа данной игры. "Бунтарь" же открыто "отбрасывает карты" и объявляет, что не признает этой игры и ее правил.

Игровое сообщество обычно значительно лучше относится к шулерам, чем к бунтарям. Первые не ломают мир игры, они даже могут очаровывать искренних и наивных игроков своей загадочной виртуозностью ("простаки" не замечают, что "столб закона" значительно проще обойти, чем лезть через него).

"Бунтари" же вызывают возмущение сообщества: они, отвергая правила игры, вскрывают относительность и хрупкость того "малого мира", который дарит удовлетворение его обитателям. "Бунтари" становятся изгоями или создают новое сообщество с собственными правилами (в котором, кстати, скоро заводятся свои шулеры).

Шулерство прощается гораздо легче, чем бунтарство. "Бунтари" в науке, искусстве, в любой сфере культуры часто считаются неудачниками или параноиками и порой только за пределами своего общества и времени получают признание ("нет пророка в своем отечестве")".

***

Бунтарь, не признавая устаревшие и зачастую ограничивающие развитие людей отношения, выходит из игры, устремляясь к предмету своей МЕЧТЫ. Это романтик, ОБРАЗ БУДУЩЕГО которого нередко включает в себя картины всеобщего благоденствия. Увы, часто его представления (ИДЕАЛЫ, ради которых нередко приходится платить миллионами жизней) оказываются лишь УТОПИЯМИ, но старые игры меняются новыми, которые выводят человечество на новый уровень развития, а чаще являясь все же "хорошо забытыми старыми" играми.

Шулер же думает лишь о себе и своем выигрыше. Пренебрегая правилами ради собственной выгоды и достижения успеха, он ставит участников игры перед лицом грубой реальности. Это реальность, потому что здесь выигрыши одних и проигрыши других осязаемы и достигаемы непосредственными действиями того, кто играет не по правилам. Человек, играющий не честно, действует вразрез с ПРИНЦИПАМИ СПРАВЕДЛИВОСТИ. Он получает свой желанный „кусок“, вырывая его у другого (неважно, идет ли здесь речь о банальном воровстве, о карьеризме или о политике). Другой же получает страдание, иногда даже расстается с жизнью (отстаивая ли свое в честной схватке или становясь жертвой коварства).

Это реальность, потому что нередко в ответ человек получает ответный удар. Око отдает он за око, а зуб за зуб. Иногда кара бывает и более суровой.

Но эта грубая реальность все же – можно так сказать – „не совсем реальная“. Потому что человек (как правило, находящийся во власти своей ГОРДЫНИ) перестает видеть реальные аргументы за и против своего похотливого поведения. Он перестает принимать во внимание возможные негативные (для других и для самого себя) последствия. Таким образом, человек оказывается в плену у своей собственной реальности, в которую его заводит желающее мышление.


***


После того, как агрессивные шаги были сделаны, после того, как прошел вызванный ими конфликт между людьми или отгремела война между странами, участники снова возвращаются в пространство игры, где они пытаются дальше жить по правилам и держаться в определенных рамках.


***


Стоит здесь остановиться еще на одном важном моменте. Вариантом межчеловеческого сосуществования может быть сосуществование людей по принципу „все против всех“. В этом мире волчьих законов будет вестись своя игра. Каждый будет пытаться переиграть другого во что бы то ни стало, нанести ему как можно больший вред, при этом оставшись невредимым или лишь минимально пострадая. Такова ситуация на войне (неважно, ведется ли она внутри ли одной семьи или между странами). Ситуация неизвестности придает участникам азарта. Они стараются перехитрить, переиграть друг друга, вызнав побольше тайн и стратегий, устраивая провокации, ослабляя позиции друг друга всеми возможными способами (в том числе ложью и дезинформацией). НЕНАВИСТЬ и НЕТЕРПИМОСТЬ подогревают внутреннюю мобилизованность. Образ врага объединяет сторонников. Таковы проявления, в частности, ТРЕВОГИ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ и ТРЕВОГИ ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ.